Опера на вырост.
Сегодня наш журнал впервые наведался в Детский музыкальный театр имени Наталии Сац – коллектив известный, уважаемый, но в силу своей специфики зачастую обделенный вниманием прессы. По крайней мере, «серьезные» оперные критики нечасто уделяют ему место в своих статьях. Основная причина – репертуар, ориентированный на детскую аудиторию. И не то что бы он плох, отнюдь, есть «детские» оперы (и в мировом репертуаре, и в репертуаре Театра Сац) – действительно высококлассные, с превосходной музыкой и в то же время представляющие немалые трудности для исполнителей. Однако, как ни крути, а все же это – не мейнстрим развития оперного театра. Да и аудитория «детской оперы» - шумная толпа ребятишек – не всегда позволяет сосредоточиться на том, что происходит на сцене: иной раз реакция юных слушателей на спектакль куда любопытней, чем само действо.
Однако, ваш покорный слуга, оставив дома пафосную маску оперного сноба, побывал на спектакле, являющемся последней премьерой театра. И, честное слово, ничуть об это не пожалел.
Последнее, что поставили в Детском музыкальном театре – это «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, появившаяся в репертуаре под финал юбилейного (100 лет со дня смерти композитора) 2008 года. Выбор как нельзя лучший – и музыкальный материал превосходный, и для детской аудитории, где, бесспорно, сто процентов зрителей читали пушкинскую сказку, самый что ни на есть подходящий. Из всех сказочных опер самого плодовитого из кучкистов «Салтан» - самая «сказочная». Ее юмор – добрый, без сарказма, здесь нет места острой сатире, гротеску, внутренний заряд произведения абсолютно позитивный. Помню свои впечатления от посещения, например, «Садко» в Мариинке, «Кащея» в «Геликоне», или «Золотого петушка» в Большом – во всех случаях аудитория была более чем на половину детской: ведь оперы главного сказочника на сцене! Что и говорить, в основном это были печальные эксперименты: несмотря на первоклассную, исключительную по качеству музыку, «Садко» слишком громоздок, тяжеловесен для детского восприятия, а «Кащей» и «Петушок» чересчур уж «злые», «проблемные» во всех отношениях оперы. «Салтана», конечно, не назовешь «детской оперой» в прямом смысле слова, однако детской аудиторией она воспринимается наиболее благодарно, свидетельство тому – шумный успех именно у малолетней публики виденных мною ее версий в Театре Станиславского и в Мариинке.
В Театре Сац все-таки не решились дать «Салтана» во всей полноте, без купюр – действие приобрело, бесспорно, большую динамику, но значительные потери по части музыкальных красот несколько разочаровывают. Тем более, что уровень музыкальной работы театра – совсем не детский: капустником и самодеятельностью и не пахло. Режиссер Виктор Рябов и художник Елена Качелаева увидели решение «Салтана» в лубочной эстетике, причем полихромность спектакля побивает все рекорды: буйство красок, сопоставление совершенно на первый взгляд не сочетающихся цветов создает на сцене четкое ощущение колористического винегрета. Однако, если вслушаться в музыку, то многоцветье не кажется столь уж радикальным и безосновательным: «Салтан», действительно, очень цветная, очень пёстрая, радужная опера. К удачам режиссера можно отнести умение распорядиться пространством: сцена Театра Сац не так уж велика, создать здесь настоящую перспективу, например, в сцене с корабельщиками, или в финале оперы (прибытие Салтана на остров Буян) не так-то просто, однако Рябову удается избежать суеты, толкучки, тесноты. Наиболее удачны в этом плане выглядят финалы обоих действий (в Театре Сац «Салтан» идет в двухактной версии). Не совсем гармоничным выглядит решение образа Царевны-Лебеди. Режиссер не доверяет пластике оперной артистки, исполняющей эту партию, поэтому образ дублирован балетными эпизодами. Сам по себе танец поставлен неплохо, однако эта «двойственность» смотрится несколько искусственно, натянуто, и совершенно непонятно для доверчивых ребятишек в зале. А вот хореографические эпизоды с белкой и шмелем заслуживают всяческих похвал – сама музыка Римского-Корсакова дает здесь огромный карт-бланш постановщикам, который те используют весьма профессионально. Спектакль Театра Сац абсолютно иллюстративен. Но это совершенно оправданно и по причине специфической аудитории, и еще и потому, что сама природа «Салтана» совершенно противится всяческим режиссерским «наворотам». Однако «сказочности» в сказочной опере могло бы быть и больше – современный театр располагает немалыми возможностями для воплощения всевозможных спецэффектов, к тому же в зале – благодарная публика, которая искренне верит в чудо и ждет его на сцене, здесь нет скептиков и циников, способных осмеять любые метаморфозы и трансформации. К сожалению, у постановщиков не хватает фантазии сделать спектакль более занимательным с этой точки зрения, и все ограничивается весьма дежурным набором «чудес».
Музыкальный уровень спектакля приятно удивляет. Оркестр звучит в целом весьма пристойно, профессионально, без явных недостатков и проколов. Андрей Яковлев ведет спектакль уверенно, динамично, сложная, многослойная его партитура не распадается на части, а купюры не выглядят неумелым оскоплением. Вокальный уровень не уступает московским театрам второго ярда – «Геликону» или Камерному театру Покровского, нет ощущения, что труппа «детской оперы» укомплектована по остаточному принципу. Бесспорно, первое место по качеству пения принадлежит Татьяне Ханенко (Царевна-Лебедь) – такое сопрано не стыдно услышать и на лучших отечественных сценах: красивый тембр, мягкий, полетный звук, хороший верхний регистр, полная сценическая свобода. Звонким, ярким высоким сопрано обладает и Людмила Верескова (Повариха), создающая к тому же прекрасный образ этакой бой-бабы. Впечатляет своей значительностью и Юрий Дейнекин (Салтан), чей голос – красив и лишен дефектов. Менее удачна Царица Милитриса Ольги Толоконниковой – слегка заглубленный, несколько «гулкий» звук и посредственная дикция не дают в полной мере ей проявить лучшие качества ее плотного сопрано. Остальные исполнители значительно слабее, в особенности это касается Льва Красовицкого (Гвидон), чей тенор попросту откровенно мал для этой партии, а верхний регистр звучит крайне напряженно, словно на последнем издыхании. К сожалению хоровой ансамбль также не является сильной стороной театра – полноценного, монолитного звучания не получается, что особенно заметно в знаменитой фуге при вступлении князя Гвидона в сказочный город Леденец (финал 2-го действия, или 1-го акта в версии театра). Но, несмотря на недостатки некоторых исполнителей, в целом певческий уровень вполне приемлем, а в ряде случаев даже придает немалый заряд оптимизма: очевидно, что дело приобщения юных зрителей к высокому жанру оперы находится в надежных руках.
Александр Матусевич (
На фото:
сцена из спектакля