«Царская невеста» на Урале
26, 27 и 28 ноября 2009 года в Екатеринбургском театре оперы и балета им. А. В. Луначарского состоится премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста».
«Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал двадцать четыре, а после двенадцать… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочёл всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами… возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейственного благополучия… Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий… предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелие с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного… и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты…».
Н. М. Карамзин
Из «Истории государства Российского»
Среди шести официальных браков русского царя Ивана IV самым непродолжительным и странным был третий - с Марфой Собакиной. Печальная судьба этой молодой красавицы очень кратко описана в исторической литературе. Она стала героиней оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»; правда, либретто этого прекрасного музыкального произведения весьма далеко от истинных событий второй половины XVI века. В основу оперы положена одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея, написанная в 1849 году. Сочинение «Царской невесты» было начато композитором Н. А. Римским-Корсаковым в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в Московском театре частной оперы С. И. Мамонтова. Первое представление, по словам хроники «Московских ведомостей», обратилось в национальное музыкальное торжество. Оркестром руководил ученик композитора М. Ипполитов-Иванов, эскизы декораций писал М.Врубель, а его жена, выдающаяся певица Н. Забела-Врубель создала образ Марфы – один из прекраснейших в русской опере.
Дирижер-постановщик – Павел Клиничев (Большой театр России)
Постановка Михаила Панджавидзе (Большой театр России)
Декорации и костюмы выполнены по эскизам народного художника СССР Ф.Ф. Федоровского и Н.Ф. Федоровской к спектаклю Государственного Академического Большого театра СССР 1966 года
Художник по возобновлению – Игорь Оганов
Художник по свету – Сергей Шевченко (Большой театр России)
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев