Уральская невеста

Царская невеста на Урале

26 ноября на сцене Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета состоялась долгожданная премьера оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Премьера, примечательная тем, что над ней трудились два театра – Екатеринбургский театр оперы и балета и Большой театр России.

«Царская невеста» – первая премьера текущего 98-го сезона Театра оперы и балета и первая в рамках подготовки к 100-летию театра, которое будет отмечаться в 2012 году.

Опера поставлена в сотрудничестве с Большим театром России, который стал генеральным партнером нашего театра. Благодаря этому была перенесена уникальная сценография – декорации и костюмы – столпа театральной живописи Ф.Ф.Федоровского. А готовили премьеру дирижер Большого театра Павел Клиничев и режиссер Большого театра Михаил Панджавидзе.

Нельзя не отметить, что масштабная подготовка вызвала ажиотаж вокруг премьеры. Еще бы, ведь костюмы в «Царской невесте» – это оригинальные комплекты одежды для всех без исключения персонажей, начиная от главных действующих лиц и заканчивая участниками массовых сцен.

Кроме того, интерес к опере подогревался и сюжетом, самой эпохой Ивана Грозного. Без сомнения, премьера фильма «Царь», создала дополнительный фон для «Царской невесты».

Изначально заявлялось, что в новой постановке «Царской невесты» нет никаких особенных экспериментов: добротно стилизованы костюмы ХVI века, интерьеры вполне в духе эпохи Ивана IV (художник по восстановлению – Игорь Оганов).

Но нельзя сказать, что сюжет и характеры героев оперы остались без режиссерского «прочтения». Отличительная черта режиссера Михаила Панджавидзе – драматическая игра, когда солисты не просто исполняют арии, когда яркие костюмы и величественные декорации не «играют» сами по себе, а становятся всего лишь фоном, на котором разворачиваются истории человеческих трагедий. Со всей рельефностью показаны деспотизм, развращенность монарха и его окружения, произвол и насилие, творимые опричниками. Когда, например, возможность выдать дочь, не важно, какую из двух, воспринимается Собакиным как гарантия возвышения и защиты от Малюты Скуратова и его молодцев.

Оркестр театра под его управлением Павла Клиничева был на высоте! Его дирижерская палочка казалась время от времени волшебной, по мановению которой на сцене, с одной стороны, менялось и банальное время суток, с другой - ломались судьбы…

И на премьере игра артистов оперы была на высоте!

Царская невеста на Урале Чего стоит Царь, одетый в подобие монашеской рясы, буквально промелькнувший во втором действии. Но он так смотрит на Марфу и буквально «обнюхивает» ее, что мы чувствуем мороз по коже.

Партия горемычной отравительницы Любаши из «Царской невесты» — одна из главных «коронок» меццо-сопрано. Таковой она была и для Ирины Архиповой, и для Елены Образцовой, и для Тамары Синявской. В новейшей истории русского оперного театра Любашей номер один числится Ольга Бородина.

На премьере Любашу пела Надежда Бабинцева. Публике была предъявлена полноценная драматическая партия, развивающаяся от первого появления певицы на сцене до финальной картины. Она была исполнена Надеждой величественно и мощно, заставив зрителей поклоняться и благоговеть.

У Марфы в исполнении Елены Дементьевой зрители отметили редкое сценическое обаяние, теплоту в тембре голоса. Она была гармонична и когда героиня мечтала о свадьбе, и когда металась в одиночестве после избрания царской невестой, и готова была заставить зал плакать, когда Марфа лишилась рассудка.

Особо хочется выделить мужской состав оперы.

Юрий Девин, в партии Грязного, Гарри Агаджанян — Малюта, Виталий Петров — Бомелий, Андрей Решетников — Василий Собакин и Владимир Чеберяк — Иван Сергеевич.

Режиссер очень точно создал образ для каждого персонажа. Поэтому на высоте был не только вокал, но и драматическая игра с высоким артистическим мастерством.

Первая премьера состоялась, но мы с нетерпением ждем двух последующих, 27 и 28 ноября. Составы будут полностью изменены, а это значит, что каждый герой и весь спектакль получит новое «лицо». При том же высоком уровне вокального исполнения и драматической игры артистов.

Необходимо напомнить, что как раз в ноябре исполнилось 110 лет первой постановке «Царской невесты», которая состоялась в Москве в 1899 году. В Екатеринбурге опера идет с 1913 года и нынешняя постановка – уже десятая. Истории постановок «Царской невесты» на сцене нашего театра посвящена специальная выставка, открывшаяся в фойе театра.

СПЕКТАКЛЬ «БОЛЬШОГО СТИЛЯ»

Царская невеста на Урале Спектакль «большого стиля» потребовал огромной подготовительной работы, и не только от исполнителей.

Например, костюмы в «Царской невесте» – это оригинальные комплекты одежды для всех без исключения персонажей, начиная от главных действующих лиц и заканчивая участниками массовых сцен. Богатая ручная роспись и вышивка более чем десятью тысячами жемчужин - неотъемлемое украшение нарядов. А специальная парча для них закупалась в Москве в Церковной лавке. Всего на костюмы и декорации ушло более 7 000 метров ткани. Декорации оперы так же обещают быть внушительными и массивными, как и это подобает царским палатам и не ограничивавшейся в роскоши и в деталях московской сценографии 50-60-х годов прошлого века. Кроме сценографии Большой театр направил для работы над премьерой представителей своего молодого поколения – дирижера Павла Клиничева и режиссера Михаила Панджавидзе.

Михаил Панджавидзе, режиссер:

– Очень красивые декорации великого мастера Федора Федоровского, дорогие костюмы, потрясающая музыка, при наличии красивых людей и красивых голосов режиссер нужен в этой опере только для того, чтобы не столкнуться на сцене… Моя задача – отойти от оперных штампов, особенно, когда штампы начинают выдаваться за традиции русского психологического театра. От всего этого «винегрета» мы хотим избавиться и постараться оживить лубочную эстетику, живописную декорацию, наполнить спектакль живыми человеческими взаимоотношениями. Потому что, как правило помпезность, буйство красок, роскошь костюмов – это все провоцирует артистов на то, что они сами превращаются в детали, становясь частью живописной картинки. В результате теряется драматургия, а это как раз те мелочи, которые создают ощущение живой человеческой истории. «Царская невеста» – опера, в которой заложена история страшных событий, эпоха Ивана Грозного, опричнина. Опера очень актуальна на сегодняшний день. Все события, происходящие в ней, те события, из которых потом выросли Борис Годунов и «великая смута», интервенция и подвиги Минина и Пожарского, Ивана Сусанина, воцарение на престол династии Романовых. Хочу подчеркнуть, что екатеринбургская «Царская невеста» – это самостоятельный спектакль. Перенесена только сценография Федоровского, которая являются ярким образцом «большого стиля» Большого театра. И еще в вашем театре очень грамотные певцы. У них есть очень хорошая черта: незамутненность сознания и большое желание работать.

«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» НА СЦЕНЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ХРОНИКА ПОСТАНОВОК

Премьера – 16 января 1913

Дирижер-постановщик – С.П. Барбини

Режиссер-постановщик – Д.А. Дума

Художник-постановщик – И.Г. Белкин

Балетмейстер-постановщик – Э.Ф. Галецкий

В этой постановке за 5 сезонов опера прошла на сцене театра 8 раз

Впервые на екатеринбургской сцене «Царская невеста» появилась 16 января 1913 года и была подготовлена итальянцами – дирижёром Сильвио Барбини и режиссёром Домеником Думой. Итальянский маэстро Барбини был музыкантом незаурядного дарования и культуры, сыскав уважение музыкантов и критиков, которые отмечали его способность «продуманно и властно управлять оркестром, не допуская ни одной вольности, ни одного отступления от творческих замыслов композитора». Свежестью и нестандартностью отличались режиссерские трактовки Думы, любившего русскую музыку. Первая постановка «Царской невесты» обратила на себя внимание прессы. В газете «Зауральский край» писали, что «опера ''Царская невеста'', которой спешно пришлось заменить постановку оперы ''Заза'', прошла вполне гладко. Превосходна была госпожа Шульгина (Марфа) в сценическом отношении... Господин Сокольский недурной опричник, могучий голос артиста очень подходит к роли Грязного... Доленго дала яркий образ Любаши. В партии Дуняши выступила молодая артистка Спытко».

Премьера – 25 апреля 1920

Дирижер-постановщик – И.П. Палиев

Режиссер-постановщик – В.В. Майков

Художник-постановщик – И.Г. Белкин

Балетмейстер-постановщик – К.Л. Залевский

В этой постановке за 4 сезона опера прошла на сцене театра 7 раз

Вторая постановка оперы «Царская невеста» на екатеринбургской сцене состоялась в 1920 году. Её осуществили дирижёр Иван Палиев, режиссёр Василий Майков, а премьеру пели Маргарита Мусина (Марфа), Константин Свидерский (Грязной), Анастасия Евгеньева (Любаша), Михаил Софронов (Собакин).

Премьера – 25 января 1925

Дирижер-постановщик – А.М. Пазовский

Режиссер-постановщик – А.Я. Альтшуллер

Художник-постановщик – М.А. Гвоздиков

Балетмейстер-постановщик – П.К. Иоркин

В этой постановке за 6 сезонов опера прошла на сцене театра 37 раз

Премьера – 22 марта 1932

Дирижер-постановщик – А.М. Пазовский

Режиссер-постановщик – С.Д. Масловская

Художник-постановщик – А.В. Дубровин

Балетмейстер-постановщик – С.Н. Сергеев

В этой постановке за 6 сезонов опера прошла на сцене театра 85 раз

В период с середины 20-х до середины 30-х годов, названный в театральной литературе «золотым десятилетием» свердловской оперы, были сделаны две новых постановки «Царской невесты» дирижёром Арием Пазовским с разными режиссёрами и художниками: в 1925 году – c Александром Альтшуллером и Михаилом Гвоздиковым, в 1932 году – с Софьей Масловской и Александром Дубровиным. Постановка 1932 года, великолепно оформленная художником Дубровиным, ярко и выразительно исполненная оркестром под управлением Пазовского, с отлично выстроенными и отрежиссироваными ансамблевыми сценами, имевшая первоклассных солистов, таких как Дарья Спришевская (Марфа), Николай Савченко и Николай Щадин (Грязной), Анна Маньковская, Фатьма Мухтарова и Елена Степанова (Любаша) горячо принималась зрителями.

Премьера – 5 января 1938

Дирижер-постановщик – А.Э. Маргулян

Режиссер-постановщик – Л.В. Баратов

Художник-постановщик – Б.А. Матрунин

Балетмейстер-постановщик – О.Н. Сталинский

В этой постановке за 8 сезонов опера прошла на сцене театра 65 раз

Новизной прочтения отличалась постановка 1938 года, которую осуществил замечательный дирижёр Арнольд Маргулян совместно с режиссёром Леонидом Баратовым и художником Борисом Матруниным. Особенностью маргуляновских постановок являлось тесное единство музыкального и сценического начала. Тонкий музыкант, обладавший высочайшим профессионализмом, Маргулян умел по-новому услышать и прочитать партитуру, глубоко проникая в замысел композитора. Талантливый интерпретатор, он имел своё режиссёрское видение оперного спектакля. Для вокалистов работа с Маргуляном была второй школой вокального и сценического мастерства, где буквально отшлифовывались все партии, где учились искусству перевоплощения в конкретный образ. Режиссёр Л.Баратов, человек огромной эрудиции, стремясь освободить знакомую оперу от штампов, ставил в основе работы музыку Римского-Корсакого и требовал от артистов глубокого проникновения в образ своего героя. Успех постановки 1938 года был определён сильным составом исполнителей главных партий: Наталья Кисилевская (Марфа), Николай Савченко (Грязной), Маргарита Глазунова (Любаша), Елена Степанова (Дуняша).

Премьера – 25 февраля 1952

Дирижер-постановщик – В.В. Великанов

Режиссер-постановщик – А.А. Колосов

Художники-постановщики – А.А. Кузьмин и М.С. Улановский

Балетмейстер-постановщик – М.Л. Сатуновский

В этой постановке за 24 сезона опера прошла на сцене театра 111 раз

В 1952 году дирижёр Виктор Великанов, режиссёр Антон Колосов и художник Александр Кузьмин поставили «Царскую невесту» в шестой раз. Сделанная в рамках традиций, эта постановка имела долгую сценическую жизнь. Много замечательных артистов в разные годы принимали в ней участие. Именно в этот спектакль Свердловского театра оперы и балета в разные годы вводились молодые тогда исполнители Евгения Алтухова, Борис Штоколов и Ирина Архипова. На свердловской сцене 14 ноября 1954 года началась вокальная карьера Ирины Архиповой. Через неделю после приезда вчерашней выпускницы Московской консерватории в Свердловский театр назначили дебют. Это была «Царская невеста». В своей книге Ирина Константиновна вспоминает: «Я ходила по Свердловску и кругом на афишах видела своё имя. Мне просто становилось дурно, когда читала крупно написанное ''Ирина Архипова. Первое выступление''». А первая репетиция Ирины Архиповой запомнилась Юрию Гуляеву, который, будучи студентом Уральской консерватории, выступал в небольших партиях на сцене театра как стажёр: «Дирижёр показал вступление. И с первого же звука голоса певицы всё преобразилось, ожило и заговорило. Она пела ''Вот до чего я дожила, Григорий'', и это был такой вздох, протяжный и щемящий, это была такая правда, что я обо всём забыл; это была исповедь и рассказ, было откровение обнаженного сердца, отравленного горечью и страданием. В её строгости и внутренней сдержанности, в умении владеть красками голоса с помощью самых лаконичных средств жила абсолютная доверительность, которая волновала, потрясала и удивляла. Я верил ей во всём. Слово, звук, внешность – всё заговорило богатым русским языком. Я забыл, что это опера, что это сцена, что это репетиция и через несколько дней будет спектакль. Это была сама жизнь. Это было похоже на то состояние, когда кажется, что человек оторвался от земли, такое вдохновение, когда сострадаешь и сопереживаешь саму истину».

Премьера – 14 мая 1979

Дирижер-постановщик – Е.В. Колобов

Режиссер-постановщик – Б.А. Рябикин

Художник-постановщик – Д.В. Афанасьев

Балетмейстер-постановщик – И.Д. Бельский

В этой постановке опера прошла на сцене театра 1 раз

Премьера – 29 июля 1979 на гастролях в Ярославле и 13 октября 1979 на сцене театра

Дирижер-постановщик – Е.В. Колобов

Режиссер-постановщик – Р.И. Тихомиров

Художник-постановщик – И.В. Севастьянов

Балетмейстер-постановщик – И.Д. Бельский

В этой постановке за 9 сезонов опера прошла на сцене театра 66 раз

Заметный вклад в историю постановок «Царской невесты» в 1979 году внёс молодой талантливый дирижёр широкого кругозора и большой музыкальной культуры Евгений Колобов, который в каждой своей работе был новатором. «Царская невеста» под управлением Колобова получила острое конфликтное звучание, захватывая аудиторию своей страстностью, ярким эмоциональным подъёмом, заставляя напряжённо следить за развитием музыки. Опираясь на лучшие традиции реалистической оперы, Евгений Колобов стремился к глубине музыкального воплощения, истинной театральности, драматургической действенности, предельному обострению трагедийного начала в опере. Его оригинальное решение известной музыки было эмоционально оправдано точными живыми интонациями, а прочтение партитуры отличалось бережным отношением к первоисточнику, и, вместе с тем, удивляло новизной. На московских гастролях центральная пресса дала высокую оценку свердловской постановке и дирижёру, видя в нём не только одарённого музыканта, но свежо и глубоко мыслящего художника, много обещающего в будущем. Заглавные партии на высоком художественном уровне были исполнены Татьяной Бобровицкой (Марфа), Николаем Моисеенко (Грязной), Светланой Зализняк (Любаша).

Премьера – 8 декабря 2002

Дирижер-постановщик – Е.В. Бражник

Режиссер-постановщик – Д.А. Бертман

Художник-постановщик – И.А. Нежный

Художник по костюмам – Т.Г. Тулубьева

Хормейстер-постановщик – В.С. Давыдова

В этой постановке за 5 сезонов опера прошла на сцене театра 35 раз

В 2002 году «Царскую невесту» поставили дирижёр Евгений Бражник, режиссер московского театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьёва. В постановке Бертмана критики отмечали органичное сочетание театральной условности с психологической оправданностью поведения персонажей и сквозным действием. Новизну прочтения постановщики видели в соединении «жёсткой исторической хроники с огромным накалом страстей наподобие шекспировских». Исходя из сокровенной сути музыки Римского-Корсакого с её православной религиозностью, одухотворённой кантиленой и страстно-роковыми интонациями, режиссёр каждое мгновение оперного действия стремился сделать композиционно уникальным, предельно исповедальным, стилистически точным. Газета «Культура» писала: «Впечатляют вокальные и актёрские работы Светланы Пастуховой в роли Любаши, Юрия Девина в партии Грязного, Натальи Карловой – Марфы, Екатерины Нейжмак – Домны Сабуровой, Михаила Коробейникова в роли Малюты Скуратова».

Царская невеста на Урале«Царская невеста» в постановке 2009 года – результат творческого сотрудничества Екатеринбургского театра оперы и балета и Большого театра России. Новая постановка дает исполнителям прекрасные возможности разыграть высокую мелодраму на фоне искусного театрального стиля прошлого. Над данной версией оперы работали постановщики Большого театра: дирижёр Павел Клиничев, режиссёр Михаил Панджавидзе, художник по свету Сергей Шевченко. Декорации и костюмы выполнены по эскизам народного художника СССР Ф.Ф.Федоровского к спектаклю Государственного Академического Большого театра СССР 1966 года.

К «Царской невесте», и сегодня идущей на сцене Большого театра в оформлении художника Федора Федоровича Федоровского, следует относиться как к образцовому спектаклю определенного времени и стиля, историческому раритету, наиболее полно отражающему постановочный стиль Большого театра первой половины двадцатого столетия. История данного спектакля такова. В 1955 году Большой театр предпринял новую постановку «Царской невесты». Дочь художника Федоровского, Нонна Федоровна, к этой премьере восстановила декорации своего отца, написанные им для спектакля Большого театра 1927 года. Эти же декорации театр использовал и в 1966 году, когда «Царскую невесту» перенесли из Филиала на основную сцену Большого. Именно декорации Федора Федоровского определили стилистику постановки 1966 года. В Большом поставили не корсаковскую оперу эпохи модерна, сказочную драму с тонко стилизованной под старину музыкой, а традицию русского реалистического театра, квинтэссенцию «большого исторического стиля». Этот стиль таит в себе массу оттенков. Колористическое решение спектакля восхищает. Он пленяет и поэтичностью, и точностью исторических деталей, что удавалась сочетать Федоровскому как никому другому. Главное же достоинство этого спектакля в том, что он демонстрирует утраченное ныне искусство постановки русских опер, когда прошлое становится предметом подлинной заинтересованности, поводом для взволнованного исторического исследования.

В сценической жизни оперы «Царская невеста» в Екатеринбургском театре оперы и балета выделяется несколько постановочных редакций, отмеченных печатью вдохновенного исполнительского искусства. Трудно перечислить не только лучшие актерские достижения, но и работы режиссеров-постановщиков и художников, создавших ряд очень интересных сценических решений этой оперы. Важно то, что каждый творческий коллектив, принимаясь за постановку «Царской невесты», хочет внести в нее что-то свежее, яркое, стараясь, однако чтобы это новое и яркое нисколько не противоречило ни партитуре гениального творения Римского-Корсакова, ни хорошим традициям, сложившимся за годы его сценической жизни.

Информация предоставлена пресс-службой театра

На фото:
сцены из спектакля