Римский-Корсаков в Мариинке

Мариинский театр2 октября 2010 года Петербург и вся музыкальная Россия отметили весьма значительную дату – 150 лет со дня открытия современного здания Мариинского театра. Один из старейших театров страны ведет свою историю с 1783 года, когда был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр. Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену так называемого Театра-цирка, который в 1859 году сгорел. Под руководством архитектора Альберто Кавоса здание было быстро восстановлено. Торжественное открытие возрожденного театра, названного Мариинским по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны, состоялось 2 октября 1860 года. Сезон открыла опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (дирижер К. Н. Лядов). С тех пор Мариинский театр является символом русской театральной культуры. На этой сцене состоялось множество премьер опер и балетов, ставших впоследствии признанной классикой и украшением театральных сцен всего мира. Свидетель триумфов не одного поколения звезд оперы и балета, Мариинский театр и ныне хранит и приумножает славу российского искусства.

В конце юбилейного года мы предлагаем нашим читателям серию выборочных фрагментов из изданного в начале 1980-х гг. фотоальбома по истории Мариинки, посвященных постановкам опер Н. А. Римского-Корсакова на сцене прославленного петербургского театра.

В 1870-х годах в репертуаре театра появляется еще несколько опер русских композиторов на исторические сюжеты. В 1872 году Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу «Псковитянка» на основе драмы Л. А. Мея. После длительной борьбы с цензурой 1 января 1873 года состоялась в конце концов ее премьера. Дирижировал Э. Ф. Направник, поставил оперу Г. П. Кондратьев; декорации частично были написаны художниками М. И. Бочаровым и И. П. Андреевым, частично подобраны из старых. Главную партию Ивана Грозного исполнял О. А. Петров, князя Юрия Токмакова — И. А. Мельников; роль Ольги была поручена Ю. Ф. Платоновой, мамки Власьевны — Д. М. Леоновой; партию Михайлы Тучи пел Д. А. Орлов. Особенно сильное впечатление произвел О. А. Петров, который «был единственным Иоанном, без какого бы то ни было преувеличения или карикатурности, без особого подчеркивания страшных сторон его натуры». Как писал сам композитор, «Орлов прекрасно пел в сцене веча, эффектно запевая песню вольницы... Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи». Соответственно разделились и мнения театральных рецензентов. Если Ц. А. Кюи «Псковитянку» приветствовал, то реакционная критика в лице Н. Ф. Соловьева, А. С. Фаминцына и других на оперу напала, почуяв «опасность» ее идейного содержания. Как бы то ни было, в сезоне «Псковитянка» прошла 10 раз «при полных сборах и хорошем успехе». […]

Премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь» состоялась 9 января 1880 года. Дирижировал Э. Ф. Направник. В спектакле выступили Ф. И. Стравинский (Голова), М. А. Славина (Ганна) и П. А. Лодий (Левко). В целом критика и публика отнеслись к новому произведению благосклонно.

Следующей оперной премьерой Н. А. Римского-Корсакова оказалась «Снегурочка» по «весенней сказке» А. Н. Островского, поставленная в январе 1882 года. Театр встретил оперу холодно, Э. Ф. Направник, не веря в успех сочинения, работал без увлечения, сделал много купюр. Однако специально для постановки художники М. И. Бочаров и М. А. Шишков написали новые декорации; костюмы в стиле древнескифских одеяний сшили по эскизам М. П. Клодта, бутафорию и реквизит заказали в Париже. Состав исполнителей на премьере был неровным. В заглавной партии выступила Ф. Н. Белинская, и в ее исполнении образ Снегурочки не был в достаточной степени убедительным. (Через некоторое время партию передали В. И. Рааб, но и той тоже не удалось выразить прелесть этого девичьего образа. Лишь позднее, когда в труппу театра была приглашена молодая певица Е. К. Мравина, в «весенней сказке» Н. А. Римского-Корсакова запела наконец «настоящая» Снегурочка. «Мравина... была хороша»,— написал об ее игре и пении в этой партии сам композитор в «Летописи».) На первом представлении оперы 29 января 1882 года в роли Леля выступила А. А. Бичурина, царя Берендея — Васильев 3-й, Мизгиря — И. П. Прянишников. Успех оперы в тот вечер был умеренным. […]

20 октября 1892 года на сцене Мариинского театра вновь зазвучала музыка Н. А. Римского-Корсакова. Состоялось первое представление его новой волшебной оперы-балета «Млада». В ее сюжете композитора привлекло соединение легендарно-фантастического элемента с древнеславянскими обрядами и танцами на фоне суровой, дремучей природы. И эти страницы оказались в партитуре оперы наиболее яркими. Партию тени Млады танцевала М. М. Петипа. […]

Через несколько лет после окончания «Млады» Н. А. Римский-Корсаков обратился к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сделанный композитором акцент на фантастической стороне сюжета коренным образом отличал оперу от замысла «Черевичек» П. И. Чайковского. В вечер премьеры 28 ноября 1895 года большого успеха опера не имела, несмотря на участие в ней лучших артистических сил театра: Е. К. Мравина пела Оксану, И. В. Ершов — Вакулу, М. Д. Каменская — Солоху, Ф. И. Стравинский и Ф. И. Шаляпин — Панаса. Через год оперу исключили из репертуара после 11 представлений. […]

Начиная с 1901 года, на Мариинской сцене зазвучали и знакомые петербуржцам по спектаклям Частной оперы Мамонтова новые оперы Н. А. Римского-Корсакова. 26 января 1901 года состоялась премьера оперы-былины «Садко». «Опера прошла прекрасно»,— вспоминал сам композитор в «Летописи моей музыкальной жизни». Садко на первом представлении пел А. М. Давыдов, но «выдвинул собою» эту партию, по словам Римского-Корсакова, И. В. Ершов, вскоре в ней выступивший. Декорации были написаны по эскизам А. М. Васнецова, специально посетившего Новгород и Архангельскую губернию для изучения древнерусской архитектуры, знакомства с северорусским пейзажем. По словам композитора, «Направник разучивал и дирижировал не морщась», но впоследствии все-таки «сдал управление» Ф. М. Блуменфельду. Спектакль имел громкий успех. Автора вызывали после каждого действия, переполненный театр горячо приветствовал исполнителей.

30 октября 1901 года в Мариинском театре «прошла со значительным успехом» (по свидетельству композитора) опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова. На другой день один из театральных рецензентов писал в «Петербургском листке»: «Вчерашний день по всей справедливости должен быть назван светлым днем русской оперы». Премьерой дирижировал Э. Ф. Направник. Партию Марфы исполняли А. Больска и Н. Папаян, Любаши - М. А. Славина и Н. А. Фриде, Грязного — Л. Г. Яковлев и И. В. Тартаков. «Оперу приняли очень горячо,— писала „Русская музыкальная газета",— автора и исполнителей вызывали после каждого акта. Аплодировали каждому номеру, требовали много повторений».

В опере Н. А. Римского-Корсакова «Сервилия» по драме Л. Мея, поставленной в следующем году в Мариинском театре, режиссер О. О. Палечек старался воссоздать атмосферу Древнего Рима; декорации воспроизводили его архитектурные достопримечательности (форум). Спектакль получился громоздкий, с огромным количеством действующих лиц, но холодный. Вскоре опера сошла со сцены.

Знаменательной оказалась следующая встреча Мариинского театра с творчеством Н. А. Римского-Корсакова. В 1903 году театр осуществил новую постановку «Псковитянки» (в третьей редакции) и впервые на своей сцене поставил одноактный пролог к опере — «Боярыню Веру Шелогу». В партии Ивана Грозного выступил Ф. И. Шаляпин. К этому времени артист не ограничивался уже только исполнительской деятельностью, он стал активно включаться в режиссуру, давал советы, партнерам. Однажды в период подготовки «Псковитянки» на репетиции присутствовал Д. И. Похитонов: «Репетировались „шаляпинские" акты, Шаляпин без грима, в желтом пиджаке изображал Грозного. Но я был поражен, подавлен, как, вероятно, были подавлены жители древнего Пскова в ожидании грозного царя». Артисты, выступавшие с Ф. И. Шаляпиным в спектакле, «заражались» его эмоциональной напряженностью и в результате возникал замечательно слаженный ансамбль. Художественное оформление А. Я. Головина органично сливалось с действием. Печатные отклики на первое представление «Псковитянки» были одобрительные. «Опера поставлена с таким умением, вниманием и роскошью, что лучше не надо»,— заметил рецензент из «Нового времени».

Одноактная опера «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова на текст одной из маленьких трагедий А. С. Пушкина была сочинена в 1897 году и посвящена автором памяти А. С. Даргомыжского. 21 декабря 1905 года, в бенефис хора, в партии Моцарта выступил А. М. Давыдов, Сальери — Ф. И. Шаляпин. Опера шла тоже в декорациях по эскизам А. Я. Головина под управлением Э. Ф. Направника.

До того, как попасть на сцену Мариинского театра, опера четырежды была поставлена на разных театральных площадках Москвы и Петербурга. И во всех случаях партию Сальери пел Ф. И. Шаляпин. Гениальный артист убедительно создал сложный образ своего героя. Ключом к его осмыслению могла бы быть известная фраза В. Г. Белинского: «Убийца Моцарта любит свою жертву, любит ее художественною половиною души своей, любит ее за то же самое, за что ненавидит». Ф. И. Шаляпин интерпретировал роль Сальери, исходя из этого двуединства чувств. В создании трагического образа убийцы у него были «поистине блестящие открытия, — рассказывает Л. В. Никулин. — Всю вторую картину он почти неподвижно сидит на софе с чашечкой кофе в руке. И в этой неподвижности зрители угадывали бурю страстей, которая бушевала в душе Сальери». Особенно потрясала слушателей заключительная сцена: «Душа Сальери обнажена перед нами, и холодом веет на нас. Страшно за человека, который довел себя до такого состояния»,— вспоминает Э. А. Старк.

Последним оперным сочинением Н. А. Римского-Корсакова, поставленным при его жизни, была опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Постановка этой сложной по концепции, необычной по жанру и драматургии, своеобразной по музыкальному языку оперы-легенды представляла немалые трудности. С ними удачно справился В. П. Шкафер (режиссерский дебют на сцене Мариинского театра). Большое впечатление производили декорации, написанные по эскизам К. А. Коровина и А. М. Васнецова (особенно 1-я картина IV действия — выраставшие в диком лесу цветы — и финал). Пение и игра И. В. Ершова в партии Гришки Кутерьмы вошли в историю русской оперы как одно из значительнейших событий. «Артист глубоко почувствовал стихию величайшего страдания и горя людского, потонувшего в пьяном угаре, где ни за грош пропадала жизнь человеческая»,— писал в своих воспоминаниях В. П. Шкафер. На первом представлении оперы 7 февраля 1907 года в партии Февронии выступила М. Н. Кузнецова-Бенуа, затем ее пела М. Б. Черкасская, ближе всех подходившая к воплощению светлого, целомудренного облика девы Февронии, позднее — С. В. Акимова. В. И. Касторский имел большой успех в партии Гусляра: «Его низкие ноты пленяли слух и кантилена его песни звучала мощно и вместе с тем глубоко задушевно»,— писал В. П. Шкафер. Критика отметила исполнителя роли старого князя Юрия В. И. Филиппова, Н. И. Забелу-Врубель и Е. И. Збруеву в партиях Сирина и Алконоста. […]

В первые послереволюционные годы репертуар театра был достаточно пестрым… Восстанавливались и, заново включались в репертуар произведения Н. А. Римского-Корсакова: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — в 1918 году; «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери», «Псковитянка» — в 1919; «Садко» — в 1920, «Млада» — в 1923 году. […]

Из русских опер в 1930-е гг. осуществлены постановки «Псковитянки» (с прологом – «Вера Шелога») и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. […]

Из постановок, посвященных 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, выделилась «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова под управлением А. М. Пазовского. Режиссер В. А. Лосский нашел своеобразное сценическое решение, показав пушкинскую сказку в стиле народного лубка; этому способствовали и праздничные, красочные декорации И. Я. Билибина. Запомнились исполнители отдельных ролей, прежде всего П. М. Журавленко (1887— 1948), создавший образ Салтана, царя-самодура и страдающего отца. Г. М. Нэлепп (1904—1957) наделил царевича Гвидона героическими чертами. […]

Через год, в декабре 1943 года, состоялась еще одна премьера — к предстоящему 100-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова постановочной бригадой в составе дирижера А. М. Пазовского, режиссера Л. В. Баратова, художника Ф. Ф. Федоровского была осуществлена постановка «Ночи перед рождеством». […]

Важным событием явилось возрождение в 1958 году под руководством С. В. Ельцина (1897—1970) — главного дирижера театра в 1953 — 1956 и 1960 — 1961 годах — и режиссера Е. Н. Соковнина «Сказания о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова, приуроченное к 50-летию со дня смерти композитора. Эта опера на протяжении долгих лет, вплоть до 1929 года, составляла гордость театра и пользовалась большим успехом у публики. Высочайшим достижением спектакля тех лет было исполнение И. В. Ершовым роли Гришки Кутерьмы. Впоследствии исполнительские традиции этой сложнейшей из русских классических опер оказались утраченными. Новый спектакль Театра имени С. М. Кирова выявил редкие достоинства замечательной оперы Н. А. Римского-Корсакова и способствовал утверждению ее на оперных сценах. (Позднее постановку этой оперы осуществил Большой театр в Москве.) […]

В новых постановках популярных русских и зарубежных опер XIX века внимание публики более всего привлекал постоянно обновлявшийся состав исполнителей. Постановкой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» в 1966 году руководил дирижер В. А. Федотов, который с 1963 года дирижировал балетными спектаклями (в 1975 —1976 годах исполнял обязанности главного дирижера театра). Партию Марфы исполнила Г. А. Ковалева, пленившая слушателей своим серебристым лирико-колоратурным сопрано. На сцене театра Г. А. Ковалева быстро заняла ведущее положение (среди ее лучших ролей — Волхова, Антонида, Людмила, Виолетта, Лючия ди Ламмермур, Джильда). Выразительный образ Любаши создали певицы И. П. Богачева и Л. П. Филатова. Перешедший из Донецкого оперного театра В. Ф. Киняев, обладатель сильного и ровного драматического баритона, успешно выступил в партии Грязного.

Источник: Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Составитель Т. С. Крунтяева. – М.: Музыка, 1983