Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площадиРимский-Корсаков — явление незаменимое, и рады мы узнать, что Русь воздает ему заслуженный почет... Нет народа, нет страны, где бы не знали и не почитали нашего русского гения. Всенародный поклон его памяти.
Н. К. Рерих

Творческая жизнь Николая Андреевича Римского-Корсакова в течение многих лет была неразрывно связана с Петербургской консерваторией. В 1871 году он был принят в число ее профессоров (по классу инструментовки, теории музыки и сочинения) и занимал эту должность на протяжении почти сорока лет. В 80-х годах Римский-Корсаков фактически возглавлял «новую русскую школу», которая родилась в 60-х годах в кружке Балакирева, а в 80-х продолжала развиваться в русле нового, «Беляевского кружка». Великий композитор, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, Римский-Корсаков был также замечательным педагогом и воспитателем.

В его классе занималось свыше двухсот учеников разных специальностей, которые впоследствии стали известными композиторами, дирижерами, исполнителями, теоретиками. Огромное влияние на учащихся оказывал высокий художественный авторитет Николая Андреевича, его безукоризненная честность, обширные знания, художественный опыт и композиторское мастерство. Римский-Корсаков был удивительно организованным человеком, принципиальным и твердым, когда дело касалось вопросов искусства. Он обладал замечательным педагогическим талантом, и подходил к своему делу с творческих позиций. Николай Андреевич учитывал в своей работе все лучшее, что было накоплено русской педагогикой, и в то же время во всем чувствовался его собственный методический подход. Одним из основных свойств Римского-Корсакова как Учителя было уважение к личности ученика. Бывал он иногда строгим и жестким, отзываясь о той или иной работе, но в случае успеха приходил в восторг и тут же спешил поделиться радостью с коллегами. Римский-Корсаков принимал активнейшее участие в творческой жизни консерватории, глубоко переживал все трудности, выпавшие на долю ее коллектива.

Роль Николая Андреевича в развитии консерватории огромна, и благодарные потомки в разных формах продолжают отдавать дань памяти великому композитору, педагогу и человеку. На Театральной площади возведен памятник Римскому-Корсакову, в консерватории посетителей встречает его мраморный бюст, а в концертном зале им. Глазунова висит портрет композитора работы Визеля.

В 1944 году, в честь столетия со дня рождения Римского-Корсакова консерватории было присвоено его имя. Через восемь лет, 30 ноября 1952 года, на Театральной площади у здания консерватории состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся деятелю русской музыкальной культуры. Тысячи ленинградцев стали свидетелями этого торжественного события. Бронзовый монумент изображает Римского-Корсакова во время вдохновенного творчества, с раскрытой партитурой в руках. Лицо его сосредоточенно, пальцы правой руки как будто застыли в едва заметном жесте — композитор полностью поглощен музыкой и, возможно, мысленно дирижирует или проигрывает заинтересовавший его фрагмент партитуры. Авторы памятника — скульпторы В.Я. Боголюбов, В.И. Ингал (лауреаты Сталинской премии) и архитектор М.А. Шепелевский.

Вениамин Яковлевич Боголюбов (1895 – 1954) — советский скульптор и педагог — начал заниматься скульптурой в 1923 году под руководством В.В. Лишева. Из его самостоятельных работ наиболее известны: мраморный портрет В.И. Ленина (1947) и статуя Маршала Советского Союза Л.А. Говорова (1946). В 1949 г. выполнил ряд скульптурных портретов деятелей российской науки (академик А.Н. Крылов и др.).

Владимир Иосифович Ингал (1901 – 1966) родом из Екатеринодара. Профессиональным скульптором он стал не сразу: учился на врача, в гражданскую войну работал братом милосердия, затем был студентом Бакинского политехнического института. В 1926 году Владимир Иосифович приехал в Ленинград и поступил во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) — так называлась тогда Академия художеств. У Ингала было множество работ. В их числе памятник Сталину, установленный на Поклонной горе в ноябре 1949 года, который стал лучшим монументом вождю в Ленинграде, а также надгробия В.А. Мичуриной-Самойловой и А.Я. Вагановой (оба в Петербурге), памятники Ленину в трех городах СССР (Риге, Свердловске и Ангарске), скульптурные портреты В.П. Чкалова и К.Е. Ворошилова. В 1949 – 1966 годах Ингал преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной.

Еще с 1929 года он приступил к работе в содружестве со скульптором В.Я. Боголюбовым. Их первым совместным произведением явилась удостоенная в 1941 г. Сталинской премии монументальная статуя Г.К. Орджоникидзе (1935 – 1937). Совместное творчество двух выдающихся скульпторов получило продолжение и в других портретных статуях — «С.М. Киров и Г.К. Орджоникидзе» (1938), «И.В. Сталин и Мамлакат» (1938). Но наиболее значительным совместным произведением двух скульпторов явился памятник Н.А. Римскому-Корсакову на Театральной площади. Работа над ним продолжалась в течение четырех лет: с 1944 по 1948 год. К сожалению, при установке памятника не были учтены пожелания авторов: они хотели, чтобы позади были высажены своего рода «зеленые кулисы». Но и без этого памятник органично вписался в ансамбль площади.

Открытие памятника Н.А. Римскому-Корсакову на Театральной площади стало значительным вкладом в дело почтения памяти величайшего композитора и педагога, который сыграл в жизни Петербургской консерватории особую, исключительную роль.

Наталья Курсон

Использованная литература

1. В Совнаркоме СССР. Об ознаменовании столетия со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова и увековечении его памяти // Правда, 18 марта 1944.
2. Золотухин А. Адмирал музыки (По памятным местам) // Музыкальная жизнь, 1982. № 4.
3. Игнашева О. Навеки с вечным Петербургом // Музыкальная жизнь, 1989. №24. С. 27.
4. Ленинград чтит память Н.А. Римского-Корсакова (К столетию со дня рождения) // Правда, 19 марта 1944.
5. На театральной площади // Вечерний Ленинград, 21 июня 1948. № 145.
6. Открытие памятника Н.А. Римскому-Корсакову // Советское искусство, 3 декабря 1952. № 97. С. 1.
7. Памятник великому композитору // Вечерний Ленинград, 25 февраля 1949. №46. С. 1.
8. Памятник великому композитору // Смена, 10 ноября 1946. № 239. С. 3.

31.12.2010