О коварстве дружбы и любви

Моцарт и Сальери Пожалуй, так можно охарактеризовать общую тему, соединившую в одном вечере на сцене Нижегородского академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина одноактные оперы «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова и «Граф Нулин» А. Николаева. Обе в прежние годы появлялись в афише театра, но впервые поставлены в тандеме, создающем органичный дуэт-перекличку из «маленькой трагедии» и озорной шутки пушкинского гения.

Постановщики — режиссёр Отар Дадишкилиани, заслуженный деятель искусств Белоруссии, заслуженный артист России, и дирижёр Игорь Демидов — строят спектакль на «трёх китах» музыкального театра: поэтическом тексте гения, выразительности великолепной музыки, отменном исполнительстве — точности певческих интонаций и актёрского воплощения характеров.

«Боюсь, не есть ли «Моцарт» просто камерная музыка..., теряющая своё обаяние на большой сцене», — в одном из писем высказывал сомнения сам Н. А. Римский-Корсаков. Режиссёр, напротив, не опасается разворачивать камерное действие в большом и лаконично оформленном пространстве, где доминируют уходящие ввысь белые колонны. И, кажется, будто в храме искусства, жрецом и блюстителем высоты которого мнит себя Сальери, разворачивается сюжет его коварной дружбы с «безумцем и гулякой праздным». Дружбы, обернувшейся актом жертвоприношения.

Эпическое начало, без сомнения, заложено в «маленькой трагедии». Это и стремятся подчеркнуть постановщики вместе с исполнителями. 3аслуженный артист России Михаил Ларин не впервые за свою певческую карьеру выходит на подмостки в образе Моцарта. В доверчивой весёлости, в унылой тревоге предчувствий своего гениального персонажа он находит ноты чего-то уже неземного. И создает такое ощущение, прежде всего, голос певца – воздушно лёгкий, акварельный, в красках которого – трогательная ранимость чувств и сила гармонии.

Интересен в образе Сальери молодой артист нижегородской оперы, лауреат всероссийских и региональных конкурсов, Виктор Ряузов. Его вокал выразителен, чётко и осмысленно подаётся каждое слово бессмертного пушкинского стиха. Найдены и свои актёрские краски (этот Сальери по-современному циничен и творчески холоден), которые усиливает не новый, но вполне эффектный постановочный ход: поданный в чаше дружбе яд уничтожает самого Сальери, а не вознесшегося к вершине славы Моцарта — расчётливое убийство оборачивается самоубийством...

Если в «маленькой трагедии» страсти разворачиваются вокруг капли яда, то в «Графе Нулине» — вокруг одной пощечины. Зато какой! Звонкая оплеуха, которую отвесила Наталья Павловна незваному ухажёру, получила во времена Пушкина большой резонанс. Поэта обвинили едва ли не в безнравственности. Именно в нижегородском селе Болдино, где осенью 1830 года был написан «Моцарт и Сальери», составил поэт и ответ своим критикам. Объяснял, что шаловливая поэма — «всего лишь шутка, вдохновлённая сердечною весёлостию и минутной игрою воображения».

И весёлость, и игра воображения в избытке есть в музыке композитора XX века А. Николаева. Задорный микст из расхожих тем и мелодий — от церемонного барокко до городского романса — созвучен пародийной пушкинской интонации. Недаром комическая опера «Граф Нулин» в свое время получила премию Шостаковича.

Ставка на шарж, на стилистику вампуки сделан и режиссёром-постановщиком О. Дадишкилиани: смешно с первых минут действия, уморителен каждый персонаж. И узнаваемо, по-брежневски всех лобзающий Барин — заслуженный артист России Владимир Кубасов. И его жеманная супруга Наталья Павловна, «воспитанная не в отеческом законе» — Ульяна Старкова. И любвеобильная Параша, готовая услужить всем, но особенно — мужчинам в исполнении лауреата международного и всероссийского конкурсов Татьяны Гарькушовой. Колоритен даже каждый дворовой. Но самым блистательным получился в спектакле титульный персонаж — граф Нулин. Роль для заслуженного артиста России Сергея Перминова неожиданная: признанный лирический герой, он открывает зрителю новую грань своего таланта, поражая характерностью и настоящим комедийным даром. Что-то хлестаковское видится в этом ничтожном («нуль» он и есть «нуль») бонвиване. А каскад актёрских и режиссёрских находок заставляет искриться ненатужным весельем весь сюжет о коварстве бесплодных усилий любви.

Ирина Мухина, «Музыкальная жизнь», № 10, 2011 год

10.12.2011