Тихвин в жизни и творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь "Светлый праздник",— назвал Н. А. Римский-Корсаков свою увертюру о светлом праздничном воскресенье, музыкой рассказав о впечатлениях, полученных в детстве. Мотивы, родившиеся на берегах Тихвинки, звучали в сердце композитора всю жизнь, талантливо воплощаясь в его операх-сказках.

Тихвин – родина великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он родился, здесь он сделал первые шаги в музыке.

Всего 12 лет провел Н.А. Римский-Корсаков в Тихвине. Но это были первые детские годы, когда человек, сам того не осознавая, впитывает в себя все, что видит, слышит, осязает, когда закладываются вкусы, взгляды, характер...

Многое из увиденного и услышанного в Тихвине впоследствии нашло отражение в его творчестве – это интерес к народным обрядам и обычаям, к народному музыкальному творчеству, это некоторые особенности исторических и сказочных произведений, морская и звездная темы, непревзойденные звуковые пейзажи - все родом из тихвинского детства.

Впервые фамилия Римских-Корсаковых появилась в Тихвине в 1706 году. Вице-губернатор Ингерманландской губернии Яков Никитич Римский-Корсаков направил в Тихвин в качестве коменданта своего брата Василия Никитича, который пробыл в Тихвине с 1706 по 1710 года.

Дед композитора Петр Воинович Римский-Корсаков с 1798 по 1801 г. был уездным предводителем тихвинских дворян, с 1801 по 1804 г. – губернским предводителем.

В начале XIX века он построил дом, в котором в 1844 году родился Н. А. Римский-Корсаков.

Тихвин в середине XIX века был небольшим уездным городом, неповторимый колорит которому придавали два монастыря: Большой Успенский мужской монастырь и Введенский женский, которые были основаны по велению Ивана Грозного в середине XVI века.

Н. А. Римский-Корсаков вошел в историю русской музыки как оперный композитор. Им создано 15 опер, 3 симфонии, около 80 романсов и др.

В 2003 году 1250 лет Старой Ладоге. У Римского-Корсакова мы находим кантату "Песнь о вещем Олеге". "Садко" - о новгородском гусляре. "Псковитянка" - повествует о псковской вольнице... Практически весь Северо-запад нашел отражение в творчестве композитора, родившегося на нашей земле 160 лет назад.

Данная статья не дает глубокий анализ произведений композитора, в ней идет повествование лишь о мотивах. Тихвинские мотивы прослушиваются в таких произведениях, как "Снегурочка", "Псковитянка", "Царская невеста", увертюре "Светлый праздник" и др.

В. В. Ястребцев - бескорыстный друг, историограф Н. А. Римского-Корсакова, в своих "Воспоминаниях" пишет: "Сговорившись окончательно насчет дня моего приезда в Вечашу, где, по мнению Николая Андреевича, чудесно, где даже есть дивное озеро, как в "Снегурочке", и где мы непременно пойдем с ним в ночь на Ивана Купалу искать цветок папоротника, мы как-то незаметно перешли на тему о древнем дворянстве. И тут я узнал одну, в высшей степени, интересную подробность, а именно - бабушка Римского-Корсакова по мужской линии была дочерью священника, у которого его дед и похитил ее, а бабушка по женской линии была простой крестьянкой из крепостных Скарятина, помещика Орловской губернии.... "Без этих "обновлений", - сказал Римский-Корсаков, - мы, наверное бы, выродились, а теперь, по крайней мере, есть законное оправдание моей страсти ко всему религиозно-обрядовому, ко всякого рода "рясам" и вообще духовенству, этим современным христианским жрецам, наконец, к хороводам, Троицким и русальным песням. Итак, вот от кого,- сказал Римский-Корсаков, - я унаследовал свои идеи (атавизм) и свою беззаветную любовь ко всему истинно бытовому, народному, вот, может быть, в ком кроется тайна и причина появления на свет моей "Воскресной увертюры", и моих купальских хороводов". (15, 185).

В 1888 году Римский-Корсаков напишет увертюру для симфонического оркестра "Светлый праздник" (ор. 36).

В тихвинском доме Римских-Корсаковых (где сейчас мемориальный музей) хранится партитура "Светлого праздника". В этот же дом 25 марта 1858 года Н. А. Римский-Корсаков, которому было 14 лет, напишет письмо родителям из Морского корпуса, поздравляя родителей со Светлым воскресеньем: "...О, как приятен и весел этот праздник, не знаю почему, но я его люблю более всех прочих... как-то вы проводили его? Красить яиц уже не было охотника и любителя пасхи". (9, 69). Он часто бывал с родителями на монастырских службах. Это миросозерцание, усвоенное в детстве, без сомнения, сильно повлияло на художественный мир композитора. Он не любил широковещательных заявлений, связанных с внутренним миром художника, - "слушатель должен интересоваться музыкой, а не жизнью композитора", - утверждал он. Поэтому для нас особенно драгоценно каждое высказывание самого композитора, позволяющее как бы заглянуть в его творческую лабораторию.

Увертюра "Светлый праздник" ("Воскресная" увертюра) написана на темы из "Обихода" (сборник церковных песнопений) и передает с детских лет сохранившееся у автора впечатление о пасхальной заутрене. В "Летописи" он пишет, что ему хотелось воспроизвести в своей увертюре "легендарную и языческую" сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера Страстной субботы и какому-то необузданному язычески религиозному веселью утра Светлого Воскресенья". Конечно, и до и после Римского-Корсакова композиторы включали в свои партитуры темы церковных песнопений, однако лишь как локальные эпизоды.

Дом Римских-Корсаковых находился напротив монастыря, где была звонница. 22 колокола звонили утром и вечером... Эти звоны постоянно слышал Римский-Корсаков в детстве, а впоследствии они зазвучали в его музыке. В увертюре соединились воспоминания о древнем пророчестве, о евангельском повествовании и общая картина пасхальной службы с ее "языческим весельем"... В "Летописи" Римский-Корсаков вспоминал - "...Разве русский православный трезвон не есть плясовая церковная инструментальная музыка. Разве трясущиеся головы попов и дьячков в белых ризах и стихарях, поющие в темпе allegro vivo (пасха красная) и т. д. не переносит воображение в языческие времена...".

Музыка "Святого праздника" передает поэтическую атмосферу старинного обряда. В "Летописи" Римский-Корсаков пишет: "Чтобы хоть сколько-нибудь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает, а слушателям иных исповеданий и подавно (8, 62).

Неожиданным образом эти слова перекликаются со словами К. П. Победоносцева о церкви (обер-прокурор Святейшего Синода, родившийся в высокоинтеллигентной и, одновременно, глубоко преданной старым русским обычаям, семье, широко образованный, до переезда в Санкт-Петербург - профессор Московского университета, был в течение всей жизни человеком религиозным) "...Русское церковное пение - как народная песнь, льется широкой, вольной струей из народной груди, и чем она вольнее, тем полнее говорит сердце. Напевы у нас одинаковые с греками, но русский народ иначе поет их, потому что положил в них свою душу. Кто хочет послушать, как эта душа сказывается, тому надобно идти не туда, где орудуют голосами знаменитые хоры и капеллы, где исполняется музыка новых композиторов и справляется Обиход по новым официальным предложениям. Ему надо слушать пение в благоустроенном монастыре или в одной из тех приходских церквей, где сложилось добрым порядком хоровое пение... каким одушевлением радости проникнут канон Пасхи или Рождества Христова" (8, 62).

Еще одно воспоминание детских лет непосредственно отразилось в теме Грозного в "Псковитянке". Эту архаическую, в характере знаменитого распева тему композитор, по записям Ястребцева, слышал в пении тихвинских монахов.

Эпоха Грозного нашла отражение в 3-х операх Римского-Корсакова - "Псковитянка" (1872 г.), "Боярыня Вера Шелога" (1898 г.), "Царская невеста" (1898 г.).

А. П. Римский-Корсаков, отец композитора, был религиозен, очень ценил дружеские отношения с Я. Бередниковым, тихвинцем, академиком, архимандритом Большого мужского монастыря, духовным писателем Илларионом Кирилловым. Бередников изучал монастырские архивы, обследовал монастырские библиотеки, работал над "духовным завещанием 4-ой супруги Ивана Грозного Анны Колтовской".

Возможно, что легенды и сказания, связанные с пребыванием царицы Дарьи во Введенском монастыре и тайны Царицына озера, которые маленький Ника слышал в Тихвинском доме, воодушевили композитора на сюжет "Царской невесты".

История Введенского монастыря - уникальна. Здесь крестили Нику, сюда, после смерти Екатерины I в 1728 году, Верховный Тайный совет сослал княгиню А. П. Волконскую (дочь графа П. М. Бестужева-Рюмина), здесь находилась первая жена прадеда А. С. Пушкина - Е. А. Ганнибал, 50 лет провела в здешней обители 4-ая супруга Ивана Грозного Анна Колтовская (тихвинская монахиня Дарья - царица Дарья). В 1574 году царь сослал Анну в Тихвинский Введенский монастырь и отобрал земли у ее родственников. Церковный историк граф М. Толстой в журнале "Душеполезное чтение" 1888 г. писал: "Память царицы - инокини Дарьи живо сохранилась до нашего времени, не только между сестрами Введенской обители, но и между жителями окрестных селений. Помнят царицу Дарью в Тихвине и до сих пор. Приходящие в монастырь богомольцы называют его "Царицыным монастырем". Он сообщает также, что в 4-х верстах от Тихвина "доныне известно место, где они (бывшая царица и ее племянницы) укрывались от шведов, оно и теперь принадлежит Введенскому монастырю и замечательно по небольшому озеру, сохранившему название "Царицыно", на берегу его -малая часовня и заметны следы основания малой хижины и дотлевающих остатков стен" (6, 8).

Маленький Ника ходил со своим дядюшкой Петром Петровичем на Царицыно озеро за ягодами, грибами. Когда он учится в Морском корпусе, получив задание, на уроке русского языка пишет сочинение "Восход солнца".

"...Пишу сочинение для русского языка, на днях описал Царицыно озеро, покрытое диким лесом и окруженное болотом" (7, 14).

Н. А. Римский-Корсаков был величайшим пейзажистом в музыке, огромная любовь к природе и редкостная способность наблюдать ее проявились еще в детстве, в тех письмах, которые он двенадцатилетним мальчиком писал родителям из корпуса: "Скоро ли, мама, ты будешь закрывать сад свой ельником, а яблони соломой?". "Я думаю, что у вас в Тихвине показываются почки на смородине и расцвели фиалки и скоро расцветут тюльпаны и нарциссы. Не знаю, услышу ли я того соловья, который поет за гошпиталем..." (12, 58).

Основная часть творческой работы Н. А. Римского-Корсакова осуществлялась в летние месяцы. Причиной этого была не только занятость другими делами, но и то, что летом он имел возможность жить в непосредственном контакте с природой, а это последнее условие было для него одним из главных творческих стимулов. Близость к природе неизменно вдохновляла великого композитора. Особенно любил Римский-Корсаков весну, он не мог равнодушно пройти мимо ранней распустившейся зелени. Его всегда тянуло в деревню. В 1880 году в Стелеве в течение трех месяцев Римский-Корсаков напишет одну из самых красивых опер "Снегурочку" - весеннюю оперу. Римский-Корсаков сам написал либретто. В этой опере композитор воспел Весну, как раннее пробуждение природы и первое пробуждение чувства любви Снегурочки. Музыка Римского-Корсакова защищает Снегурочку, чье сердце томиться во власти холода и жаждет тепла, счастья. Снегурочка тает, ее сердце растаяло от жара любви. Н.А. Римский-Корсаков поет гимн животворным силам природы: Солнцу, Добру, Любви, Красоте.

Берендей - олицетворение народной мудрости. Он мудр и справедлив, он знает, что значит и что может Красота. "...В сердцах людей заметил я остуду... Исчезло в них служенье Красоте..." (2, 47).

Создавая "Снегурочку", Римский-Корсаков, по его словам, "прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества"(11, 137). Лель - персонаж символический. Он способен своими песнями пробуждать лучшее в человеке. Во всех массовых сценах звучат подлинные народные мелодии "Веселенько тебя встречать, привечать" (проводы Масленицы). "Аи, во поле липенька" (встречают лето) и др. В I действии тема, слышанная Римским-Корсаковым в детстве в Тихвине: "...первый напев Леля, пастушеского характера помнился мне с детства" (16, 36).

Обрядовая свадебная песня "Как не пава-свет по двору ходит", Орловской губернии, села Троицкого, сообщенная Софьей Васильевной Римской-Корсаковой (матерью композитора).

Любимым дядюшкой Римского-Корсакова в детстве был Петр Петрович Римский-Корсаков, любитель русских песен и церковного богослужения. Прогулки по окрестностям Тихвина, поездки в Бочево, Печневу к знакомым отца, где он слышал народные песни, навсегда останутся в памяти будущего композитора. В тихвинском доме хранится "История Ветхого и Нового завета" с автографом дяди композитора: "Петр Петрович Римский-Корсаков дарит своему племяннику Нике, когда ему исполнилось 4 года". Не раз певал он ему русские песни: шуточную "Шарлатарла из партарлы"; "Не сон мою головушку клонит"; "Как по травке по муравке" и др. В "Летописи" Римский-Корсаков вспоминает: "...Я любил эти песни, но в народе слыхал их сравнительно редко, так как мы жили в городе, где тем не менее мне случалось ежегодно видеть проводы Масленицы с поездом и чучелой" (11, 5).

Трудно переоценить значение народной песни в русской классической музыке. Каждая народная песня имеет своего безымянного автора, но затем, бытуя, переходя из уст в уста, она "редактируется", шлифуется всем народом, в результате чего от нее отпадает все случайное, субъективное, и, наоборот, с наибольшей силой выявляется все общезначимое, объективное. Римский-Корсаков стремился понять, как создал народ свое искусство. Он вслушивался в песни народа, тщательно записывал, отмечал характерные их особенности. В 1875 году он начинает работу над сборником "40 русских народных песен, собранных Т. И. Филипповым" (закончен и издан в 1882 году) и над собственным сборником "100 русских народных песен" (закончен и издан в 1877 году).

Из предисловия к Сборнику русских народных песен, составленного Н.А. Римским-Корсаковым: "В настоящее время, когда многие песни исчезают из памяти народа, в особенности становится интересным записывать напевы от лиц, слышавших их в давние годы и публиковать лучшие из песен, помещенных в старинных сборниках, сделавшихся библиографической редкостью... Где только мог, я означил или год издания сборника, или хотя бы приблизительно год, в котором могла быть слышна песня лицом, мне ее сообщившим.

"...Все песни, петые мне покойным дядею моим П. П. Римским-Корсаковым, были слышаны им в Новгородской губернии, в юности его между 1810-1820 годом: к тому же времени относятся и песни Орловской губернии, сообщенные мне матерью моей С. В. Римской-Корсаковой. Быть может многие из них уже не поются народом - тем более, они интересны. Из множества песен, сообщенных мне различными лицами, я поместил только те, за достоверность которых могу поручиться" (17, 5).

Ознакомившись со сборником, мы чувствуем, насколько глубок был интерес Римского-Корсакова к народной жизни, одним из проявлений и выражений которого является старинная русская народная песня. Композитор глубоко познал природу народной песни, в "Летописи" он пишет: "Эти занятия (изучение и обработка народной песни) оказали впоследствии огромное влияние на направление моей композиторской деятельности" (11, 96).

Создавая музыкальные образы своих героев, он охарактеризовал их через народную песню. Он глубоко чувствовал неразрывную связь героев с народом и совершенно сознательно использовал народную песню не только для массовых народных сцен, но и для характеристики этих героев.

В 1899 году Н. А. Римский-Корсаков входил в юбилейный комитет по проведению столетия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. С детских лет он был знаком с поэзией Пушкина. В тихвинском доме отец композитора читал вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Некоторые стихи записывались в альбом Софьи Васильевны, матери композитора.

30 июня 1862 года из Кронштадта матери сообщает о своем чтении: "Прочитав "Римских женщин", прочел "Русалку", "Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери", теперь объедаюсь "Евгением Онегиным". Я читаю его и вспоминаю многие, многие места, когда я слышал его в детстве, как читал папа по вечерам" (12, 18).

Римский-Корсаков преклонялся перед гением А.С.Пушкина. На стихотворения Пушкина им написано 19 романсов. Текст трагедии А. С. Пушкина "Моцарт и Сальери" лег в основу оперы "Моцарт и Сальери" (13, 436).

Творческий отклик Римского-Корсакова на пушкинские дни - кантата "Песнь о Вещем Олеге" и опера "Сказка о царе Салтане". В 1907 году он заканчивает оперу "Золотой петушок". Всего им написано 31 произведение на стихи Пушкина. Римский-Корсаков работал над произведениями с присущим ему превосходным чувством стиля и глубокой любви к Пушкину. "Музыкальным Пушкиным" назвал Римского-Корсакова В. В. Ястребцев. Пушкин и Римский-Корсаков - это два гения, две вершины русской национальной культуры, черпавших свое вдохновение из чистого родника народного творчества, высокой музыки и поэзии. Их имена во все времена находили и находят глубокий отклик в сердцах россиян.

"Я с детства своего обожал "Вечера на хуторе", и "Майская ночь" нравилась мне чуть ли не преимущественно перед всеми повестями этого цикла", - писал в "Летописи" Римский-Корсаков.

В 1895 году он заканчивает оперу "Ночь перед Рождеством".

Замечательно вступление к опере, которое рисует зимний пейзаж. Вступление возникло, несомненно, под впечатлением строк гоголевской повести: "...Последний день перед Рождеством прошел, зимняя легкая ночь наступила, глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа..." (14, 308).

Вступление к опере достойно замечательного гоголевского описания зимней ночи. Действительно, музыка вступления рисует и зимнюю стужу, и зимний пейзаж ("холодные" с фантастическим оттенком звучания челесты, колокольчиков и арфы, перекличка валторны, скрипки и кларнета и вспыхивающие огоньки звезд - короткие уколы флейт).

Интересны впечатления от этой музыки первых ее слушателей. По воспоминаниям Ястребцева, Римский-Корсаков собрал несколько молодых друзей и сыграл им в четыре руки с Надеждой Николаевной вступление, не сообщив, что рисует музыка. Они пришли к выводу, что музыка изображает ясную, но холодную звездную ночь и безмятежную тишину. Звездная сюита. Звезды собираются в группы на облаках. Начинаются игры и пляски. Хоровод звезд: пляшут мазурку, чардаш. Показывая царство звезд, Римский-Корсаков сближает фантастический мир с миром земным. Римский-Корсаков - мастер оркестровки, а в тихвинском доме (в детстве) он постоянно наблюдал за звездным небом, прекрасно разбирался в карте звездного неба, читал "Популярные лекции по астрономии" Зеленого С. И.

Каждый художник, отдав свою жизнь искусству, мечтает, чтобы его имя не было забыто потомками. Тихвинцы бережно хранят память о своем земляке: в доме, где родился Н. А. Римский-Корсаков, открыт Государственный Дом-музей. В музее хранятся и экспонируются редчайшие реликвии: детские вещи Ники, ленточка с отметками его роста и многое другие. В 1971 году открыт памятник Н. А. Римскому-Корсакову. В 1987 году в бывшей Полковой церкви, памятнике архитектуры XVIII века, открыт концертный зал Дома-музея. Ежегодно в марте в Тихвине проводятся Дни музыки, посвященные памяти великого композитора, концерты с участием студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В Доме-музее проходят торжественные собрания с участием потомков композитора. Имя Римского-Корсакова носит одна из улиц города, тихвинская Школа Искусств. Ежегодно проводятся музыкальные конкурсы регионального и российского значения, на которые съезжаются гости не только из России, но и из разных стран.

Список литературы

1. Академик Б.В.Асафьев. Избранные труды, том III. Композиторы "Могучей кучки". Издательство Академии наук СССР, Москва, 1954.

2. Л.Барсова. Н.А.Римский-Корсаков. Популярная монография. Ленинград. "Музыка" 1986 г.

3. Ю.Вейсберг. Журнал "Рабочий театр" 1933 г.

4. А.А.Гозенпуд. Н.А.Римский-Корсаков. Ленинград, 1955 г.

5. М.Ф.Гнесин. Газета "Музыка" № 22, 1937 г.

6. "Душеполезное чтение". Журнал 1888 г.

7. Истоки Величия. Журнал "Тихвинец" № 1, 1994 г.

8. Музыкальная Академия. Издательское объединение "Композитор". Москва, 1994 г.

9. А.А.Орлова. Страницы жизни Н.А.Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества. Выпуск 1, 2. Издательство "Музыка", Ленинград, 1969 г.

10. Память о великом земляке. Материалы научной конференции. Март 1994 г. вып. 1. Тихвин, 1999 г.

11. Н.А.Римский-Корсаков "Летопись моей музыкальной жизни". Издательство "Музыка", 1955 г.

12. Т.В.Римская-Корсакова. Детство и юность Н.А.Римского-Корсакова. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург, 1995 г.

13. Т.В.Римская-Корсакова. Н.А.Римский-Корсаков в семье. Издательство "Композитор", 1999 г.

14. А.А.Соловцов. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова. Издательство "Музыка", 1969 г.

15. Б.М.Теплов. Психология музыкальных способностей. Издательство Академии Педагогических Наук, Москва, 1947 г.

16. В.В.Ястребцев. Воспоминания том 1, 2. Ленинград, 1959 г.

17. Сборник русских народных песен. Вступительная статья. Издательство Москва, 1977 г.

А. СТЕПАНОВА,
директор Государственного Дома-музея Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный работник культуры РФ

Источник: Память о великом земляке. Выпуск III. Н. А. Римский-Корсаков – музыкальная гордость России. / Материалы научной конференции. Март 2005. – Тихвин, 2005

На фото: Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

21.04.2012