Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)

Уже в 1866 году в концерте БМШ под управлением Балакирева исполнялось следующее произведение юного автора — Увертюра на русские темы, а в 1867 году в концерте РМО — Фантазия на сербские темы.

«Дай бог, чтобы наши славянские гости никогда не забыли сегодняшнего концерта, — писал Стасов в статье «Славянский концерт г. Балакирева», — дай бог, чтоб они навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Оброненные мимоходом слова «могучая кучка» стали воистину крылатыми, и хотя критики, враждебные балакиревскому кружку, употребляли их в насмешку, музыкальной общественностью они были восприняты всерьез, как меткое определение творческой группы полюбившихся ей молодых композиторов. Однако все три произведения Римского-Корсакова — и Первая симфония, и Увертюра, и Сербская фантазия — своего рода лишь «проба пера» талантливого композитора. Только в четвертом произведении — музыкальной картине «Садко», он нашел свой художественный стиль, определил свойственный ему круг образов и их развитие.

«Садко» — произведение программное. Так называются музыкальные сочинения, основанные на определенном сюжете. Темы их очень разнообразны; они отражают образы поэтического творчества, исторические события, картины природы и т. д., часто они связаны с произведениями, возникшими в других видах искусства — литературе, живописи, скульптуре. Такие сочинения композиторы обычно снабжают заглавием или предпосылают им словесное объяснение, программу, которая придает музыке большую конкретность и, направляя мысль слушателей, облегчает понимание ее содержания, делает его доступным широкому кругу публики. Программная симфоническая музыка — любимый вид инструментального творчества композиторов Могучей кучки.

Сюжет музыкальной картины Римского-Корсакова заимствован из «Былины о Садко, Новгородском госте».

Композитор предпослал партитуре краткое объяснение:

«... Стал среди моря корабль Садко, Новгородского гостя. По жребию бросили самого Садко в море, в дань Царю Морскому, и поплыл корабль своим путем-дорогою... Остался Садко среди моря один со своими гусельками яровчатыми, и увлек его Царь Морской в свое царство подводное. А в царстве подводном шел большой пир. Царь Морской выдавал свою дочь за Окиян-море. Заставил он Садко играть на гуслях, и расплясался Царь Морской, а с ним и все его царство подводное. От пляски той всколыхалося Окиян-море, и стало ломать, топить корабли... но оборвал Садко струны на гуслях, и прекратилася пляска, и море затихло».

Сюжет былины о Садко был особенно близок Римскому-Корсакову. Почти через 30 лет после создания музыкальной картины он опять вернулся к нему, задумав и осуществив грандиозную оперу-былину «Садко».

« к оглавлению | дальше »