Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)

Летом следующего, 1868 года Римский-Корсаков закончил новое программное произведение — симфоническую сюиту «Антар» (первоначально названную Второй симфонией).

Антар — восточная сказка О. Сенковского — привлекла внимание Балакирева и Мусоргского, и они предложили ее сюжет Римскому-Корсакову. Интерес к музыке Востока вообще характерен для русских композиторов. В опере «Руслан и Людмила» Глинки это отразилось и в сценах у Черномора, и в образе Ратмира. Кучкисты продолжили намеченный Глинкой путь. «Антар» — первое произведение молодого композитора на восточный сюжет, но в нем чувствуется глубокое проникновение в народную музыку Востока. Содержание сказки раскрыто Римским-Корсаковым как ряд музыкальных картин, сменяющих друг друга. Ее герой, одинокий, разочарованный скиталец Антар, напоминает романтических героев многих музыкальных и литературных произведений XIX века. Его мечтательная, несколько сумрачная тема проходит через все четыре части.

Блуждая в пустыне, Антар видит коршуна, преследующего газель, и убивает его. Коршун оказывается злым джином Джангиром, а газель — доброй пери Гюль-Назар. В награду за свое спасение она выполняет три желания Антара: дает ему испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть).

Именно II часть, рисующая картину кровавой битвы — месть Антара — и охватившую его затем тоску, послужила толчком для И. Репина к созданию картины «Иван Грозный убивает своего сына». «В одни из вечеров как-то в Москве... я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть», — рассказывал Репин. — Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване...»

«Антар» упрочил известность Римского-Корсакова. Дирекция РМО пригласила его дирижировать. Как офицер, молодой композитор должен был получить разрешение и подал своему командиру рапорт, но его просьба была отклонена. «Государю императору не благоугодно, чтобы господа офицеры вообще являлись публично участниками в исполнении как в концертах, так равно и в театральных представлениях», — гласила резолюция морского министра.

«Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики... Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа», — писал Чайковский. Действительно, используя в опере различные виды искусства, композитор получает возможность с исключительной полнотой и наглядностью выразить свои идеи, чувства, создать образы большой впечатляющей силы.

Естественно, что оперный жанр привлекал композиторов Могучей кучки и занял впоследствии ведущее место в их творчестве. Между тем в развитии русской оперы после «Ивана Сусанина», и «Руслана и Людмилы» Глинки, «Русалки» Даргомыжского наступил некоторый застой. «Юдифь» и «Рогнеда» Серова намечали путь монументально-эпического спектакля, но по художественной силе не могли идти в сравнение с операми Глинки и Даргомыжского. Поэтому известие, что Даргомыжский пишет новую оперу, глубоко взволновало балакиревский кружок.

« к оглавлению | дальше »