Очерк жизни и творчества. Глава 2. «Весенние» оперы

С оперы «Майская ночь» начинается новый период в творчестве Римского-Корсакова. Он очень любил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. В тот день, когда он сделал предложение своей будущей жене, они вместе читали «Майскую ночь», одну из самых поэтичных повестей Гоголя. Надежда Николаевна понимала, как благодарна эта повесть для таланта ее жениха, и посоветовала ему написать оперу на этот сюжет. Музыка оперы ей очень понравилась. Именно ей и посвятил композитор это произведение.

«Майская ночь» — опера о весне, пробуждении природы и чувств. С первых же тактов увертюры возникает картина весенней природы. В опере звучат народные песни, связанные со старинными весенними играми и обрядами; тут и девичьи хороводы, и игра в просо, и нежная песня «Завью венки». Чувство героев — Ганны и Левко — светлая, юная любовь. Весну чувствует даже «нежить» — русалки. По ночам они выходят погреться, петь песни и водить хороводы, как делали это в своей недолгой девичьей жизни. И природа, и населяющие ее фантастические существа — русалки, и люди едины в своей борьбе со злом, с несправедливостью. Они помогают друг другу, и радостный конец оперы — обручение Ганны и Левко, во­преки всем козням Головы, кажется особенно естественным.

В звучании оркестра и человеческих голосов, в непринужденности, с которой автор использует интонации народных песен, чувствуется уверенная рука мастера. В опере много комического, главным образом в сценах, в которых участвуют тупой, самодовольный Голова и его окружение — сварливая Свояченица, трусливый Писарь, тупой Винокур. Очень забавно звучит фугетта (фугетта — многоголосное произведение, небольшая фуга). «Пусть узнают, что значит власть». Голоса поочередно повторяют одну и ту же мелодию тупо и важно, а звучание барабанчика и флейты-пикколо подчеркивает несерьезность похвальбы Головы. Сочетание лирических и комических элементов, торжество весны, любви, поэзии над тупостью, чванством, самоуправством придают опере черты философского обобщения.

Мягкость и напевность музыки привлекли к опере симпатии публики. Редкий любитель музыки не знает песен Левко «Спи, моя красавица, спи», или «Сонце низенько», которую композитор создал на основе украинской народной песни.

Через два года после «Майской ночи», в 1881 году Римский-Корсаков закончил вторую весеннюю оперу — «Снегурочка», одно из лучших русских классических произведений. Творческая зрелость и увлеченность темой сказались в легкости и быстроте, с какой сочинил ее композитор. Между тем при первом прочтении чудная поэтическая сказка Островского не вдохновила Римского-Корсакова.

Сказочность «Снегурочки» могла показаться отходом от идей, дорогих деятелям демократического искусства 60-х годов. «...Природа и ее красоты — ведь только десерт для меня, очень сладкий, милый, вкусный и приятный, но ничуть не питательный. Мне людей и людское нужно, все остальное, как бы красиво и изящно ни было, еще меня не удовлетворяет», — писал Стасов своему брату.

На самом деле это не так. В народных сказочных образах фантастика тесно связана с жизненными явлениями, народная мудрость — с чаяниями народа. В «Снегурочке» Островского ярко отражены эти черты народной поэзии. Перечитав пьесу через пять лет вторично, Римский-Корсаков, говоря его словами, «точно прозрел на ее удивительную красоту».

« к оглавлению | дальше »