Очерк жизни и творчества. Глава 2. «Весенние» оперы (продолжение)

Но вот издалека доносится задорный мотив — его играют деревянные духовые — гобой и английский рожок. Далеко в слободке петухи возвестили наступление первого весеннего дня...

Мороз и Весна, встречающиеся в прологе, — по словам композитора, «олицетворения вечных, периодически выступающих сил природы». Щебет птиц становится одним из мотивов Весны, а птицы — ее свитой. В характеристику Мороза вплетается и дикий мотив Лешего, и завывание метели. Борьба Мороза и Весны длится недолго — чередование времен года неизбежно. Весна должна занять место Мороза, а затем и она отступит перед Ярилой-солнцем, летом.

Героиня оперы — Снегурочка — вначале сказочное существо, овеянное холодным дыханием зимнего леса. В первой арии - «С подружками по ягоду ходить, на оклик их веселый отзываться» - она детски наивна: звучание музыки грациозно, но все же холодно.

Однако уже в следующей ариетте — «Слыхала я, слыхала, слыхала, мама, и жаворонков пенье» — раскрывается ее тоска по душевному теплу, ее мечта о слиянии с людьми, песни которых она готова слушать день и ночь. Близость к людям меняет Снегурочку. Музыка, передающая ее чувства, постепенно приобретает все большую задушевность и трогательность. Любовь преображает ее. Новая ее характеристика раскрывается в теплой, глубоко прочувствованной песенной мелодии ариозо последнего действия.

Снегурочка счастлива в своей любви и душевной близости к Мизгирю. Эта мелодия в момент гибели Снегурочки переходит в другую — нежную и хрупкую, и слушатель узнает в ней мелодию ариетты пролога. Композитор как бы напоминает о девичьих мечтаниях героини. Снегурочка гибнет, исполненная чувства любви, и до последнего мгновения она всеми помыслами с любимым: «О милый мой, твоя, твоя. Последний взгляд тебе, мой милый». Мелодия замирает на нежном и скорбном вздохе. Ей вторит, как эхо, оркестр, и она как бы растворяется в журчащих переливах аккордов арфы... «И девушки Снегурочки уж нет», — в этой фразе хора и боязливое удивление, и жалость.

Привлекательность Снегурочки так велика, что смерть ее воспринимается как жестокость законов природы. О трагической судьбе Снегурочки проникновенно сказал академик Б. В. Асафьев: «Никакой торжественный ритуал и никакие убеждения в том, что все свершается как быть должно и идет своей чередой, не уверят нас в справедливости возмездия Солнца... Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами».

« к оглавлению | дальше »