Очерк жизни и творчества. Глава 3. Поэт оркестра (окончание)

По значительности и сложности музыкального развития «Шехеразада» вполне могла бы называться симфонией. Чем больше слушаешь ее, тем больше открывается ее другой, более глубокий смысл. За «калейдоскопом сказочных образов и рисунков» «пестрой» восточной сказки композитор дает почувствовать народную мудрость, заключенную в ней, и как бы делится с нами своими размышлениями о величии природы, борьбе человека со стихией, красоте и силе любви, вере в победу добра.

Со слов В. Стасова известно, что существовало и другое, более обобщенное объяснение «Шехеразады», принадлежащее, очевидно, Римскому-Корсакову. Это рассказ о мореходе, испытавшем разнообразные приключения. Отвергнув путь подвигов, отказавшись от любви ради богатства, он попадает в бурю и при кораблекрушении теряет все.

Изобразительность, картинность как характерную черту симфонической музыки Римского-Корсакова отмечал Чайковский, говоря о его «пластически-изящном» таланте. Живописность свойственна и музыке «Шехеразады»: мы словно видим ряд сказочных сцен, действующих лиц, их позы, жесты. Не случайно музыка «Шехеразады» вызвала ряд балетных постановок.

В «Шехеразаде» композитор почти не пользуется подлинными народными мелодиями. Однако созданным им мелодиям присущ восточный склад, да и вся музыка пронизана восточным колоритом. Композитор дал гениальное обобщение характерных элементов народных песен стран Востока, в первую очередь Кавказа и Средней Азии. Интересно, что когда «Шехеразада» была исполнена после Великой Октябрьской революции на съезде народных певцов восточных республик и областей Советского Союза, музыка ее вызвала бурный восторг. Узбеки, туркмены, казахи, представители разных восточных народов восклицали: «Так это же наша музыка! Это же и есть настоящая наша музыка!»

«Шехеразада» оказала большое влияние на развитие симфонического искусства национальных республик. Она помогла сближению музыкальных культур этих народов с русской культурой.

Сейчас «Шехеразада» — всеми признанное классическое произведение русской музыки, но иначе обстояло при жизни композитора. По уставу РМО, за исполнение симфонических произведений автору платили 100 рублей. «Шехеразада» показалась дирекции Общества недостаточно серьезным сочинением, и она решила «ввиду известной поверхностности этого сочинения в данном случае понизить авторский гонорар до 50 р.» В этом сказались, конечно, обычная в те времена недооценка национальной музыки и несправедливое, пренебрежительное отношение к русским композиторам.

« к оглавлению | дальше »