Очерк жизни и творчества. Глава 4. «Садко»

Через год после окончания «Шехеразады» Римский-Корсаков написал оперу-балет «Млада» на сюжет из старинных славянских преданий. Действие происходит в древнем славянском городе Ратаре, находившемся между Одером и Эльбой. Войслава, дочь князя Мстивоя, полюбив князя Яромира из соседней Арконы, отравляет его невесту Младу. С помощью богини зла Морены она пытается заставить Яромира забыть Младу. Но напрасны все обольщения: Яромир верен своей любви, светлый дух Млады его оберегает. Духи предков открывают Яромнру преступление Войславы, и он убивает ее, мстя за смерть невесты. Землетрясение разрушает храм бога солнца Радегаста, вышедшее из берегов озеро затопляет город Ратар. Гибнет и Яромир. На одинокой скале встречаются призраки Яромира и Млады, и их приветствуют доб­рые боги.

Надуманность сюжета оперы мешала работе композитора. Музыка оперы отмечена печатью холодности. Однако массовые сцены (картина торга, праздничные хороводы, сцена гадания с конями) очень живописны, а фантастическую сцену «Ночь на горе Триглаве» академик Асафьев назвал «вершиной сказочного симфонизма Римского-Корсакова».

Начало 90-х годов было переломным в творчестве Римского-Корсакова. Композитор остро чувствовал недостатки «Млады». Им овладели глубокая неудовлетворенность собой, сомнение в своих силах, в правильности собственного творческого пути, даже пути своих друзей. Ему казалось, что «следует бросить сочинять». В один из таких моментов он разорвал записную книжку с эскизами, потому что «все, что там было записано, не стоит и гроша».

Подавленность, которую испытывал композитор, углублялась усилением реакции, сковывавшей творческую мысль. Известную роль сыграло и переутомление, вызванное двадцатипятилетней напряженной работой. В этот же период тяжело заболела жена, старшие дети переболели скарлатиной, а сын Андрей и дифтеритом. За короткое время семью Римского-Корсакова три раза посетила смерть: умерла мать композитора, умер младший сын — годовалый Славчик, а вскоре и маленькая дочь Маша. Наконец, заболел и сам композитор... Но здоровой натуре Римского-Корсакова уныние не было свойственно. Критические размышления привели его к творческим поискам, к жажде деятельности. Да и не мог он выключиться из музыкальной жизни: слишком живо чувствовал свою ответственность за пути развития русской музыки. После смерти Чайковского в 1893 году, главой русской музыки стал Римский-Корсаков. Интересно, что возвращение композитора к творчеству совпало с изменениями в общественной жизни страны, с новым подъемом революционного движения.

В 1894 году Римский-Корсаков начал работу над оперой «Ночь перед рождеством» на давно привлекавший его сюжет одноименной повести Гоголя. Этой оперой открылся необычайно плодотворный период, в течение которого композитор создал 11 опер.

Тему нового сочинения Римский-Корсаков вначале держал в тайне. Однажды в 4 руки с Надеждой Николаевной он проиграл нескольким молодым друзьям музыкальный отрывок, не называя произведения, к которому он относился. Начались толки, споры. Однако все сошлись на том, что музыка рисует ясную, но холодную звездную ночь и безмятежность, покой... Именно это и хотел передать композитор своей музыкой.

« к оглавлению | дальше »