Очерк жизни и творчества. Глава 5. Новые поиски (продолжение)

«Царская невеста» — подлинно трагическая опера. Действие ее развивается стремительно, в резких столкновениях, конфликтах.

В Александровской слободе в Москве живет дочь купца Собакина красавица Марфа. Она невеста Ивана Лыкова - молодого боярина, недавно возвратившегося из «сторон заморских». Ни Марфа, ни Лыков и не подозревают, что красота девушки пленила приближенного царя, боярина-опричника Григория Грязного. Властный, привыкший к исполнению всех своих прихотей Грязной не хочет считаться с отказом Собакина. Чтобы добиться своей цели, он сговаривается с Бомелием, царским лекарем, обещающим ему составить приворотное зелье. «Как дашь, то и полюбит», — уверяет его ловкий интриган.

Добиваясь любви Марфы, Григорий безжалостно разрушает счастье другой девушки - Любаши. Когда-то он сам увез ее из родного дома, жестоко расправившись с защитниками девушки. И все же Любаша полюбила Грязного. Измена его сильно ранит ее; ведь чувство к Грязному единственное светлое в ее жизни. Любаша подслушивает разговор Бомелия и Грязного. Отчаяние, решимость отстоять свое счастье любой ценой толкают ее на путь борьбы с разлучницей и приводят к преступлению. Она достает у Бомелия медленно действующий яд и подменяет им безвредный порошок — «приворотное зелье».

Наступает день смотрин царских невест. Обязана явиться и Марфа Собакина. Мрачные предчувствия одолевают Лыкова, и он едва слушает лицемерные утешения Грязного.

Возвратившиеся домой Марфа и ее подруга Дуняша с матерью успокаивают обеспокоенных мужчин: царь говорил с другими, на Марфу же «лишь посмотрел так зорко», что казалось, «туча ненастная мимо промчалася».

Лыков торопит с помолвкой. Поздравляя нареченных, Грязной тайком подсыпает зелье в чарку Марфы. Едва Марфа выпивает, как появляются бояре с Малютой Скуратовым во главе: они объявляют, что царь избрал своей невестой Марфу.

Насильно разлученная с Лыковым, Марфа по-прежнему любит его. Яд подтачивает ее силы, но окончательно губит ее известие о страшной судьбе любимого. По доносу Грязного Лыкова обвиняют в «порче» Марфы, в намерении «извести» ее. Сам Грязной пытает и убивает Лыкова. От ужаса и горя Марфа сходит с ума и умирает. Укоры совести, страдания Марфы приводят Грязного к признанию, что он оклеветал Лыкова, чтобы устранить соперника. Любаша признается в подмене порошка. В гневе Грязной закалывает ее, а сам идет на казнь.

«Царская невеста» — опера лирико-драматическая. Композитора в первую очередь интересовал душевный мир героев, их чувства. Жизнь народа в опере лишь фон, на котором раскрываются характеры действующих лиц. В опере только одна народная сцена - начало II действия. Мастерски рисует композитор в ней ненависть и страх народа перед опричниной. Народная сцена усиливает трагизм оперы, придает судьбам ее героев типичность, подчеркивает неизбежность гибели Марфы. (Хор "Яр хмель" из I действия, полный жизнерадостности, стоит в опере особняком и прямого отношения к развитию драматического содержания не имеет.)

« к оглавлению | дальше »