Очерк жизни и творчества. Глава 6. В преддверии революции (продолжение)

Как и в других произведениях, Римский-Корсаков широко пользуется лейтмотивами. Так, через всю оперу проходит ряд тем Февронии, в том числе «Похвалы пустыне». Она становится воплощением стойкости Февронии и всех китежан, но имеет и другой, более широкий смысл: эта тема звучит как хвала жизни, побеждающей смерть. Лейтмотивами обрисован и чудесный город Китеж. Один из них — торжественные фанфары— образ стойкости города, его крепости; другой — звон колоколов китежских. Композитор развивает лейтмотивы, варьирует их, словно расцвечивая все новыми и новыми красками. Так, например, тема Китежа в сценах нашествия звучит тревожно и сумрачно, в последней же картине - торжественно и светло как символ нерушимости спасенного города.

Премьера оперы состоялась в Петербурге на сцене Мариинского театра только в 1907 году. Прекрасное исполнение Ершовым роли Гришки Кутерьмы раскрыло психологическую глубину образа. Артист очень полюбил эту роль и работал над ней всю жизнь. Через много лет после первого представления, когда опера была возобновлена в 1926 году, он играл ее еще более одухотворенно, а затем, уйдя со сцены, с увлечением показывал ее в консерватории своим ученикам.

Случайный любопытный, заглянув в кабинет Римского-Корсакова, не сразу понял бы, где он находится. Правда, на стенах висели портреты Глинки, Вагнера, Глазунова, Мусоргского, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа. Но они могли бы принадлежать человеку любой профессии, интересующемуся искусством. Обычных в кабинете композитора рояля или пианино здесь не было. Рояль стоял в гостиной, для того чтобы им могли пользоваться все.

В семье все любили музыку и занимались ею. Больше всех на рояле играла Надежда Николаевна. С годами она не утратила ни любви к музыке, ни техники и тонкости игры. Специально для Николая Андреевича она выучила все произведения любимого им Шопена, играла многие произведения Глазунова, Лядова, переложения оркестровых пьес и опер, которые делала сама. Сыновья играли на скрипке и виолончели, разучивали с матерью ансамбли. Дочери пели. Старшая - Софья - выступала в небольших ролях на частной сцене (например, в роли мамки в "Борисе Годунове"). На покупку рояля специально для хозяина дома сперва не хватало денег, а затем отпала необходимость: обладая прекрасным слухом,он представлял себе звучание без игры на инструменте. Лишь изредка приходил в гостиную к роялю проиграть записанное, импровизировать, а то и просто взять аккорд в нужной тональности или даже одну ноту ля - проверить слух.

Основная работа проходила за столом. День композитора был строго распределен. Утром сочинение, днем занятия в консерватории, часам к шести вечеравозвращение домой. «Я буду несчастным человеком, если не отдохну хоть 20 минут», — говорил он обычно в это время. И точно через 20 минут вставал свежий, повеселевший, и вновь принимался за работу - правку корректур, переписку набело, и так до часу ночи. Иногда вечерние занята отменялись — в случае концерта, интересного спектакля, ученического вечера или — реже - приглашения в гости.

« к оглавлению | дальше »