Очерк жизни и творчества. Глава 7. Последняя опера (продолжение)

За это письмо Римский-Корсаков был немедленно уволен из консерватории. Такая несправедливость возмутила бы общественность, если бы относилась даже к любому рядовому профессору. Увольнение же Римского-Корсакова, прославленною композитора, вызвало взрыв возмущения. «Итак, наша консерватория оказалась отставленной от человека, имя которого составляет нашу гордость и пользуется европейской славой», - писала газета «Русь». Композитор получил множество сочувственных, ободривших его писем. Их писали и видные музыканты, и любители музыки, и люди из народа. «Поняли мы, что потерпели Вы за правду, за то, что по хотели слушаться незаконных приказов начальства да не хотели идти заодно с полицией. Правильно Вы поступили», — говорилось в письмо группы крестьян.

Вслед за увольнением Римского-Корсакова из солидарности к нему ушли Глазунов, Лядов, Ф. Блуменфельд, Соколов, Есипова, Вержбилович и другие видные профессора. Для многих музыкантов его мужественное поведение стало примером.

В разгар студенческих волнений, одновременно с возрастающим революционным движением, бастующие учащиеся решили поставить своими силами оперу «Кощей Бессмертный». Сбор со спектакля предназначался семьям рабочих, погибших 9 января. Несмотря на преследования полиции, разгонявшей участников спектакля, не дававшей репетировать, даже арестовывавшей их, опера была разучена со «сказочной быстротой» - в девять дней.

При огромном стечении публики исполнение ее состоялось в театре «Пассаж», который был предоставлен консерваторцам артисткой В. Ф, Комиссаржевской. Спектакль оказался очень интересным в идейно-художественном отношении. Руководил его постановкой и дирижировал Глазунов. Декорации и костюмы создавались под руководством художника П. Билибина. Среди студентов - участников спектакля было много талантливых, ставших потом известными деятелями музыкального искусства - Бихтер, Дроздов, Чаров и др. Спектакль превратился в общественную манифестацию. По воспоминаниям М. Ф. Гнесина, «на спектакль явились делегации со знаменами и адресами... тут были и текстильщики, и конторщики, и маляры, и металлисты». Революционное содержание, яркое музыкальное воплощение его в опере нашло горячий отклик в публике. По окончании оперы Рпмского-Корсакова чествовала как великого художника и гражданина. На спектакле присутствовал 80-летний В. В. Стасов, от души радовавшийся новому успеху русского искусства.

Ворвавшиеся на сцену по приказу генерал-губернатора Трепова городовые стали опускать железный занавес, чтобы отделить композитора от публики. Но студенты вступили с ними в борьбу. Они держали занавес руками. Публика бросилась им помогать, подставляла стулья, не давая занавесу опуститься. Спектакль показал огромную общественную роль передового искусства.

Конечно, преследования Римского-Корсакова со стороны правительства не прекратились. Его произведения запретили исполнять и в концертах и на сцене. Однако с подъемом революции этот запрет отпал, и приказ об увольнении Римского-Корсакова потерял силу. Под давлением событий консерватория получила автономию, она перестала зависеть от РМО. Прежнего директора — трусливого чиновника Бернгарда - сменил А. К. Глазунов, остававшийся на этом посту двадцать три года, вплоть до 1928 года. Вернулись к занятиям освобожденные из тюрьмы студенты-забастовщики.

« к оглавлению | дальше »