Очерк жизни и творчества. Глава 7. Последняя опера (продолжение)

Острым злободневным намеком на произвол и беззаконие, творимые самодержавием, звучало рассуждение Додона о законах:

По законам? Что за слово?
Я не слыхивал такого.
Моя прихоть, мой приказ -
Вам закон на каждый раз.

Жестокость царя и его приближенных напоминала зрителю о жестокости дома Романовых. Так, ключница царя Амелфа, его «внутренний министр», грозит карами народу, ждущему возвращения царя.

Как ни ясен и конкретен текст либретто, однако лишь в соединении с музыкой Римского-Корсакова он получает яркое сатирическое звучание. Композитор находит убийственно-насмешливые интонации, остроумные приемы для разоблачения своих «героев». Так, первая же характеристика Додона - внешне помпезный марш с тупо повторяющейся (7 раз подряд!) одной и той же попевкой - говорит одновременно и о притязаниях царя и обнаруживает его бессилие что-либо совершить. В сущности, уже из первой характеристики ясна никчемность царя. Характер музыки сохраняется и дальше при изображении Додона и его окружения: к преувеличенно героических возгласах царевичей, звучащих пародийно, в грубом, залихватском марше ратников.

Вершина музыкальной характеристики Додона - его признание в любви Шемаханской царице, своего рода любовная серенада, построенная на мотиве «чижика». Вот уж где композитор, говоря его словами, окончательно «осрамил» Додона.

Так постепенно из реплик отдельных персонажей, из поведения Додона вырисовывается страшная фигура тупого самодержца. Царские сановники не имеют самостоятельных музыкальных характеристик. Они пользуются обрывками фраз царя. Свою мелодию имеет только воевода Полкан, быть может, единственный искренне преданный царю. Но и он «говорит как будто лается», и это передается в звучании мелодии.

Люди, которыми правит Додон, — верные холопы, рабы покорные и безропотные. На войне бессмысленно погибла вся рать, а ни в чем не повинному народу угрожают расправой за грехи царя и полководцев. В ответ на все несправедливости народ покорно отвечает: «Коли бьют нас, так за дело». Что бы нп случилось, верноподданные встречают царя, «лобызая царские стопы».

Свободолюбивым, талантливым, полным достоинства и в страдании, ищущим справедливости, героически защищающим свою Родину, изображал Римский-Корсаков народ в прежних своих произведениях. Подчеркивая роль народа, композитор создал ряд красочных сцен, глубоко содержательных хоров, построенных на самостоятельных музыкальных темах. Однако в "Золотом петушке" народ — безликая масса и не имеет своих, только для него характерных мотивов. Упадок общественной активности, который Римский-Корсаков наблюдал после поражения революции 1905 года в некоторых слоях народа, наполнял его горечью.

« к оглавлению | дальше »