Очерк жизни и творчества. Глава 7. Последняя опера (продолжение)

Энергичный ритм, решительность придают ему оттенок настойчивого приказа, причем у мотива петушка два варианта: со словами «Царствуй, лежа па боку» мелодия звучит более спокойно, а со словами: «Берегись, будь начеку» тот же мотив получает тревожное звучание. «Опера - «Золотой петушок», а потому с него и начинать», - писал композитор либреттисту. Римский-Корсаков словно знакомит нас поочередно с действующими лицами оперы: тему петушка сменяет прихотливая, таинственная тема Шемаханской царицы. Отзвучала ее тема, и появляется Звездочет.

В конце вступления слышна тупая, тяжелая тема Додона - знакомство с действующими лицами окончено. Музыка вступления и предисловия Звездочета таинственна, загадочна, создает ощущение тревоги, которое пронизывает всю оперу. После вступления мы воспринимаем покой Додонова царства как мнимый. И действительно, только задремлет Додон, а с ним вместе заснет и его царство, как возникает в оркестре манящая и коварная тема: Шемаханская царица вторгается в сны Додона... и звучит насмешливый п властный зов петушка.

Тревожно и зловеще начало II действия. В ремарке либретто читаем: «Тусклый месяц кровавым светом озаряет узкое ущелье, поросшее мелким кустарником, и кратые стены скал. Горный туман молочной пеленой заполняет все впадины. Между кустами и на голых холмах лежат тела убитых воинов, как бы окаменевших в последней борьбе. Орлы и другие хищные птицы сидят на трупах стаями и испуганно снимаются при порывах ветра. Два коня стоят неподвижно, понурив головы, над телами хозяев-царевичей...». Дальнейшее - встреча Додона с Шемаханской царицей — успокаивает его, но не зрителей. Особенно тревожно III действие. Уже его начало насыщено предчувствием катастрофы. Народ толпится в ожидании свадебного поезда царя и царицы. «На высокой спице красуется Золотой петушок, пылая, как солнце, под полуденными лучами... День жаркий и пока еще солнечный, но с востока ползет темно-свинцовая туча и воздух насыщен предчувствием страшной грозы». Напряженность и тревожность музыки возрастают вплоть до смерти царя. Последнее слово (в заключении оперы уже после смерти царя) принадлежит Звездочету. Он успокаивает зрителей: кровавая развязка не должна их пугать. Ведь то, что им показано, всего-навсего сказка.

Однако музыка сохраняет неустойчивость, загадочность и тревогу и не может успокоить. Известно, что Римский-Корсаков хотел окончить оперу призывом расходиться «до зари, до петуха». В народных песнях и сказках петух упоминается как предвестник зари, начала нового дня. С образом петуха связаны в фольклоре и более грозные представления: красный петух — символ пожара, мятежа, и поэтому концовка, о которой мечтал Римский-Корсаков, необычайно проподняла бы революционное звучание оперы, так как на эзоповском языке демократической литературы тех лет означала призыв к восстанию. Римский-Корсаков писал Бельскому: «...Пусть себе запрещают или разрешают конец — какое нам дело? Да и не запретят: ведь мы предлагаем публике спать до зари и петуха, а когда они придут - неизвестно, следовательно, мы самые благонадежные люди». Все же Бельский сделал другое окончание оперы и в заключительных словах Звездочета зашифровал ее идею.

« к оглавлению | дальше »