Д. Е. Луконин. «Мессия грядущего дня»: «Сказание о граде Китеже» и споры о русском вкладе в духовное будущее Европы. Примечания.

1 Страницы жизни и творчества Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1972. Вып. 3. С. 340–341.

2 Там же. Вып. 4. Л., 1973. С. 5–7.

3 Петровский Е. M. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Русская музыкальная газета. 1907. № 7. (Перепеч.: «Музыкальная академия». 1994. № 2. С. 96.)

4 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. СПб., 2004. С. 168.

5 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч.: Литературные произведения и переписка. М., 1970. Т. 7. С. 250–251.

6 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. С. 309.

7 Там же. С. 311–312.

8 См.: Кашкин Н. Д. Статьи о русской музыке и музыкантах. М., 1953. С. 61.

9 См.: Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания: В 2 т. Л., 1960. Т. 2. С. 42.

10 Петровский Е. М. Указ. соч. С. 97.

11 Прокофьев С. О. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М., 1995. С. 77. Подобную точку зрения можно обнаружить и в современном академическом издании: Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. М., 1991. С. 76.

12 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. С. 339.

13 Рахманова М. Последние годы // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 75.

14 Орлов Г. А. Творческая эволюция Римского-Корсакова в 90-е и 900-е годы и «Сказание о невидимом граде Китеже» // Вопросы музыкознания. М., 1960. Т. 3. С. 529.

15 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 1. С. 163.

16 Поспелов Г. Г. Русское искусство XX века: Судьба и облик России. М., 1999. С. 3.

17 Булгаков С. Н. Венец терновый (Памяти Ф. М. Достоевского) // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 225.

18 Цит. по: Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000. С. 253.

19 Там же.

20 Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973. С. 368–369.

21 Булгаков С. Н. Размышления о национальности // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 453.

22 Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Н. А. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Ч. 1. Свердловск, 1991. С. 122.

23 Достоевский Ф. М. Указ. соч. С. 355.

24 Померанц Г. Россия на перекрестке культур // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995. С. 229.

25 Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 240.

26 Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 243.

27 Там же. С. 240.

28 Там же. С. 239–240.

29 Там же.

30 Там же. С. 243.

31 Там же. С. 242.

32 Леонтьев К. Н. О всемирной любви: Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философия и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М., 1996. С. 312–313.

33 Там же. С. 317.

34 Там же. С. 315.

35 Там же. С. 322.

36 Там же. С. 325–327.

37 Показательно, что сам К. П. Победоносцев переслал Ф. М. Достоевскому этот номер «Варшавского дневника» с рецензией К. Н. Леонтьева на «пушкинскую речь».

38 Леонтьев К. Н. Как надо понимать сближение с народом? // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство… С. 291.

39 Должность помощника управляющего Придворной певческой капеллы, назначение это оказалось немаловажным в контексте рассматриваемых событий.

40 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись…С. 152.

41 Steinberg M. P. Music Drama and the End of History // New German Critique. 1996. № 69. P. 167.

42 Александрова В. Людовик I, король Баварский: К истории жизни и творчества Рихарда Вагнера. М., 1911. С. 23.

43 Турчин В. Храмовое сознание в ситуации риска: масонская традиция XVIII–XIX вв. // Храм земной и небесный. М., 2004. С. 435–436.

44 Чайковский П. И. Байрейтское музыкальное торжество // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Л., 1986. С. 280.

45 Виеру Н. «Парсифаль» – итог творческого пути Вагнера // Рихард Вагнер: Сб. ст. М., 1987. С. 191.

46 Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского. С. 231.

47 Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997. С. 419.

48 Irvine D. «Parsifal» and Wagner’s Christianity. L., 1899. P. 125–129, 349–351.

49 Runciman J. F. Old scores and New Readings. L., 1901. P. 216.

50 Лиштанберже А. Указ. cоч. С. 416–419.

51 Bekker P. Richard Wagner, His Life and Work. L., 1936. P. 471.

52 См.: Newman E. The life of Richard Wagner. N. Y., 1946. Vol. IV. P. 543–544.

53 См.: Stein S. The Racial thinking of Wagner. N. Y., 1950. P. 102.

54 См.: Вольф В. К проблеме идейной эволюции Рихарда Вагнера // Рихард Вагнер: Сб. ст. М., 1987. С. 72. Подробнее об идейном содержании «Парсифаля» см.: Dehnert E. J. Parsifal as Will and Idea // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1960. Vol. 18, № 4. P. 511–520. Сам Дэнерт, между прочим, считал, что логически «Парсифаль» несовместим ни с христианством, ни с буддизмом, ни с философией Шопенгауэра.

55 Weinel H. Richard Wagner and Christianity // The American Journal of Theology. 1903. Vol. 7, № 4. P. 621.

56 Русская художественная культура второй половин XIX века: Социально-эстетические проблемы. Духовная среда. М., 1988. С. 112. (Более подробно о влиянии Вагнера на русскую мысль и о распространении его творчества в России см.: Гозенпуд А. А. Рихард Вагнер и русская культура. М., 1990.)

57 Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. М.;СПб., 1999. С. 136.

58 Корзухин И. А. Н. Римский-Корсаков и Рихард Вагнер. Берлин, 1910.

59 См об этом: Salmi H. Wagner and Bismark // Wagner News. Vol. XXIX, № 3. 1998. P. 1-6.

60 Кроме указанной статьи Ханну Салми, см. его же книгу: Salmi H. Imaging Germany: Richard Wagner’s National Utopia. N.Y., 1999.

61 Salmi H. Wagner and Bismark. P. 1.

62 Idem. Imagined Germany... P. 173.

63 Ibid. P. 78.

64 Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. С. 117.

65 См.: Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. М., 1991. С. 85.

66 Weinel H. Richard Wagner and Christianity. P 614.

67 «…В судьбе Парсифаля главное – индивидуальное решение и индивидуальное усилие: в сущности, содержание этой оперы Вагнера может быть целиком понято как символическое, персонифицированное воплощение противоборствующих сил человеческой души». (Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. С. 74.)

68 Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. С. 136–147.

69 Mariott F. Under the Ifluence of Wagner // Overland Monthly, an illustrated magazine of the west. 1900. Vol. 36, issue 216. P. 581–582.

70 Махрова Э. Русская культура: с Вагнером или без него? // Рихард Вагнер и Россия. СПб., 2001.

71 Эллис (Кобылинский Л. Л.) Мюнхенские письма // Эллис (Кобылинский Л. Л.) Неизданное и несобранное. Томск, 2000. С. 197.

72 Корзухин И. А. Указ. соч.

73 Рахманова М. Последние годы // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 80.

74 Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество. М., 1937. Вып. 4. С. 31.

75 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 151.

76 См.: Рахманова М. Духовная музыка // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 52–53.

77 Там же. С. 54.

78 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 334.

79 См.: Рахманова М. Духовная музыка. С. 56–58.

80 Бородин А. П. Письма. М.;Л., 1950. Вып. 4 (1883–1887). С. 188.

81 Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958. С. 433–434.

82 Асафьев Б. В. «Князь Игорь» – опера Бородина // Советская музыка. 1944. Второй сб. ст. С. 17.

83 См.: Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира. С. 73.

84 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 170.

85 См.: Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге ХХ века. Пути исканий // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1975. Вып. 14. С. 10.

86 Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 169.

87 Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. С. 119–120. Еще сильнее по поводу воздейсти музыки Вагнера А. К. Глазунов выразился в письме к С. Н. Кругликову: «Вагнер в нашем кружке в этот сезон был настоящей эпохой. Было время, когда я отрицал его, теперь же уверовал, как апостол Павел». – Там же. С. 123.

88 Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 173.

89 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге ХХ века. С. 6.

90 Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 185.

91 Кашкин Н. Д. Наброски статей о всемирных выставках // ГЦММК. Ф. 35. Ед. хр. 315. Л. 3.

92 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге ХХ века. С. 11.

93 Montagu-Nathan M. Belaiev – Maecenas of Russian Musiс // The Musical Qurterly. 1918. Vol. 4, № 3. P. 455.

94 См.: Кругликов С. Н. Два русских концерта на Парижской выставке // Артист. 1889. № 1. С. 98. Стасов В. В. По поводу всемирной выставки // Стасов В. В. Статьи о музыке: В 5 вып. М., 1978. Вып. 4. С. 86–91.

95 Дедлов В. Франко-русские впечатления. Письма с парижской выставки. СПб., 1890. С. 156.

96 Там же. С. 111.

97 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 172.

98 Гофман Р. Римский-Корсаков в Париже // Советская музыка. 1958. № 6. С. 51.

99 Избранные письма Н. А. Римского-Корсакова к Н. Н. Римской-Корсаковой // Римский-Корсаков: Исследования, материалы, письма: В 2 т. М., 1953. Т. 2. С. 50.

100 В 1901 г. В. В. Стасов писал: «После смерти Мусоргского и Бородина Римский-Корсаков остался первым и величайшим из всех современных оперных композиторов по таланту и вместе совершенно единственным по истинно национальному направлению: оно существует и с могучей силой процветает нынче в одной только России. Нельзя не быть уверенном в том, что рано или поздно вся Европа, постепенно, шаг за шагом последует за Россией и ее нынешним представителем в оперном деле и создаст, наконец, у себя такую истинно национальную оперу, которой давно уже пора везде быть на свете». (Искусство XIX века // Стасов В. В. Избр. соч.: В 3 т. М., 1952. Т. 3. С. 735.)

101 См., например: Янковский М. О. Стасов и Римский-Корсаков // Римский-Корсаков: Исследования. Материалы. Письма: В 2 т. М., 1953. Т. 1. С. 337–403.

102 См., например, противопоставление эстетической позиции Репина «чудным и угловатым» взглядам Стасова. (Римский-Корсаков: Исследования. Материалы. Письма. Т. 2. С. 71.)

103 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 248–249.

104 Избранные письма Н. А. Римского-Корсакова к Н. Н. Римской-Корсаковой. С. 61.

105 Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 179.

106 Соколов Н. А. Воспоминания о Римском-Корсакове. СПб., 1908. С. 24.

107 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге XX века С. 8–9.

108 Римский-Корсаков Н. А. Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Полн. собр. соч. Т. 2. С. 59.

109 См.: Соколов Н. А. Указ. соч. С. 24.

110 Певец вечной, неувядаемой весны (Из переписки с Е. М. Петровским) // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 161.

111 Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество. М., 1937. Вып. 4. С. 33–34.

112 Подтверждением этому может служить хотя бы следующее рассуждение И. А. Корзухина: «Пока Россия существовала и была высока и могуча …мы часто были готовы смотреть на образы Р.-Корсакова, как на милые «сказочки»… Теперь, когда славянство… унижено, раздроблено и оскорблено в своих лучших чувства, оценка Р.-Корсакова будет иная. Именно на его образах сойдутся между собой, найдут общие точки соприкосновения разрозненные и разрознившиеся части великого славянского племени…» (Корзухин И. А. Указ. соч.)

113 Бельский Р. И. Воспоминания о возникновении Общества музыкальных собраний в С.-Петербурге // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 144.

114 Там же.

115 Римский-Корсаков А. Н. Указ. соч. С. 13.

116 Римский-Корсаков Н. А. Летопись.. С. 222.

117 «Чем скорее умрет Римский-Корсаков, тем будет лучше для русской музыки. Его фигура давит молодежь и мешает ей идти новыми путями», – считал Вальтер Нувель. (Цит. по: Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М., 2004. С. 183.) А Д. В. Философов писал в 1906 г. о В. В. Стасове так: «Если бы он скончался тридцать лет тому назад, его влияние на судьбы русского искусства осталось бы тем же». (Незабвенному Владимиру Васильевичу Стасову: Сб. воспоминаний. СПб., 1908. С. 264.)

118 См.: Семенов-Тян-Шанский В. П. О музыкальном кружке Штрупа // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 141.

119 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 117.

120 См.: Краткая биография В. И. Бельского, либреттиста Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 145.

121 См.: Семенов-Тян-Шанский В. П. Указ. соч. С. 142.

122 Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков: Воспоминания: В 2 т. Л., 1959. Т. 1: 1886–1887. С. 63.

123 См.: Орлов Г. А. Творческая эволюция Римского-Корсакова… С. 508–516.

124 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге XX века… С. 16.

125 См.: Римский-Корсаков Н. А. Летопись…С. 222.

126 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. VII. С. 117.

127 Там же. С. 152.

128 Там же. С. 153. Выразителем такого стремления Тюменев считал русского Зигфрида – крестьянского сына Илью Ивановича Муромца.

129 Орлов Г. А. Творческая эволюция Римского-Корсакова… С. 529.

130 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 1. С. 222.

131 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. СПб., 2004. С. 301

132 Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 141.

133 Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 36.

134 Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» // Н. А. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1992. Ч. 2. С. 217.

135 Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика / Под ред. В. Я. Гросула. М., 2000. С. 333.

136 Н. А. Бердяев признает, что «…уже в конце XIX века у нас были течения, обнаружившие разрыв с традиционным материализмом и позитивизмом интеллигенции, с утилитаризмом в искусстве. В «Северном вестнике» и в «Вопросах философии и психологии» печатались такого рода статьи. Я читал эти журналы еще до своего марксистского периода». – Бердяев Н. А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991. С. 140–141.

137 Белый А. На рубеже двух столетий. С. 35.

138 Бердяев Н. А. Самопознание… С. 140.

139 Половинкин С. М. На изломе веков. О религиозно-философских собраниях 1901–1903 гг. // Записки петербургских Религиозно-философских собраний. 1901–1903. М., 2005. С. 495.

140 Янковский М. О. Римский-Корсаков и революция 1905 года. М.;Л., 1950. С. 18.

141 Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков: Воспоминания: В 2 т. Л., 1960. Т. 2: 1898–1908. С. 271.

142 Там же. С. 477–478.

143 Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Л., 1977. С. 30.

144 Тернавцев В. А. Русская церковь пред великою задачей // Записки петербургских Религиозно-философских собраний. С. 5–9.

145 Там же. С. 10–11.

146 Там же.

147 Там же. С. 12–13.

148 Там же. С. 17.

149 Там же. С. 7.

150 Там же. С. 19.

151 Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Н. А. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 140.

152 Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 2005. С. 114.

153 Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала XX в… С. 222.

154 Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978. С. 111.

155 Г. Варакина замечает, например, что «с расширением сферы влияния символизма» укреплялся авторитет Р. Вагнера «как философа-эстета просимволистской ориентации». Еще точнее было бы сказать, что именно символисты начали приписывать эстетическим работам Вагнера «просимволистскую ориентацию». – Варакина Г. Эстетические воззрения Ф. Ницше и Р. Вагнера на страницах русских художественных журналов «серебряного века» // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: Сб. ст. М., 2000. С. 198–202.

156 См.: Белый А. Начало века. М., 1990. C. 127. «Забвение Р. Вагнера, точнее недостаточное понимание его дела и близости его последних целей к целям «первых рыцарей символизма, превознесение гораздо менее значительного и близкого по духу Ибсена, бесконечно более внешнего К. Гамсуна, совершенно фальшивого Пшибышевского, слишком хрупкого Мэтерлинка и бесконечно блее искусственного и риторического Верхарна – с самого начала было важным грехом символизма. Пора открыто сказать это! …Единая общая идея символизма… находит полное и прекрасное выражение в творчестве Вагнера». – Эллис (Кобылинский Л. Л.) Мюнхенские письма // Эллис (Кобылинский Л. Л.) Неизданное и несобранное. Томск, 2000. С. 197–198.

157 Белый А. Формы искусства // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 105. Статья впервые появилась в 12 вып. журнала «Мир искусства» в 1902 г.

158 Иванов В. И. Вагнер и дионисово действо // Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994. С. 35. Впервые – во втором номере журнала «Весы», 1905 г.

159 Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в 2 кн. М., 2003. Кн. 1. С. 772.

160 Там же. Кн. 2. С. 1375–1379.

161 Дурылин С. Н. Рихард Вагнер и Россия. М., 1913. С. 4–5.

162 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. С. 315–316.

163 Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С. 225.

164 Избранные письма Н. А. Римского-Корсакова к Н. Н. Римской-Корсаковой // Римский-Корсаков: Исследования, материалы, письма: В 2 т. М., 1953. Т. 2. С. 102.

165 Рахманова М. К былой полемике вокруг «Китежа» // Советская музыка. 1984. № 10. С. 83.

166 См. начало данной статьи в сб. Туризм и культурное наследие. Саратов, 2006. Вып. 3. С. 139–168.

167 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2000. С. 293.

168 Там же.

169 Лапин В. «Сказание о невидимом граде Китеже» и русская свадьба // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л., 1975. С. 31.

170 «Певец вечной, неувядаемой весны»: Из переписки с Е. М. Петровским. С. 158–159.

171 Там же.

172 Там же. С. 161.

173 Н. А. Римский-Корсаков замечал, что «между порядочными людьми» это «деятель презираемый», и всегда старался избегать публичных встреч с ним. – Римский-Корсаков Н. А. Летопись… С.226.

174 Баскин В. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Ежемесячное лит. и поп.-науч. приложение к журналу «Нива». 1908. № 5. С. 127–128.

175 Дурылин С. Н. Указ. соч. С. 7–25.

176 См.: Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. М., 1964. С. 530–531.

177 Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Либретто В. И. Бельского. М., 1934. С. VI.

178 Там же.

179 Кабалевский Д. Б. Римский-Корсаков и модернизм // Римский-Корсаков: Исследования. Материалы. Пиьсма: В 2 т. Т. 1. М., 1953. С. 35-44.

180 Гозенпуд А. А. Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М., 1957. С. 140-151.

181 Кандинский А. Дорога в Китеж // Театр. 1966. № 10. С. 101.

182 Соловцов А. А. Указ. соч. С. 529.

183 Кунин И. Ф. Н. А. Римский-Корсаков в воспоминаниях, письмах и критических отзывах. М., 1974. С. 224.

184 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге ХХ века. Пути исканий // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1975. Вып. 14. С. 26.

185 Полякова Л. В. Вагнер и Россия // Рихард Вагнер: Сб. ст. С. 20.

186 См.: Орлов Г. А. К спорам о «Китеже» // Советская музыка. 1954. № 1. С. 75.

187 См., напр.: Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков… Т. 2. С. 308.

188 Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. С. VI.

189 Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество. М., 1937. Вып. 4. С. 79.

190 Гозенпуд А. А. Указ. соч. С. 144.

191 Краткая биография В. И. Бельского, либреттиста Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 145.

192 Там же. С. 146.

193 Памятники литературы Древней Руси (далее – ПЛДР). XIII век. М., 1981. С. 210–227.

194 Мифы народов мира: В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 45.

195 Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 169.

196 Там же. С. 136, 147, 160.

197 Там же. С. 157–158.

198 Пример из Достоевского, приведеный А. Ф. Лосевым. – Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 157.

199 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. С. 315.

200 Поль В. Сказание о граде Китеже // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 139.

201 Петровский Е. М. Указ. Соч. С. 96.

202 «Певец вечной, неувядаемой весны»: Из переписки с Е. М. Петровским // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 158.

203 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге XX века. С. 28.

204 Комарович В. Л. Китежская легенда: Опыт изучения местных легенд. М.-Л., 1936. С. 66.

205 Савушкина Н. И. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях // Русский фольклор. Т. XIII: Русская народная проза. Л., 1972. С. 69.

206 Мифы народов мира. Т. 2. С. 441.

207 Так крупнейший советский оперный режиссер Б. А. Покровский во время постановки «Сказания» в братской Софии высказывался о необходимости «идеалов высоких, ритма торжественного, чистоты духа и плоти. «Сказители» в белых домотканых робах…» – Покровский Б. А. С мечтою о прекрасном // Советская музыка. 1969. № 3. С. 92.

208 Басилов В. Н. О происхождении культа невидимого града Китежа (монастыря) у озера Светлояр // Вопросы истории религии и атеизма: Сб. ст. Вып. XII. М., 1964. С. 152.

209 Савушкина Н. И. Указ. соч. С. 68.

210 Лапин В. Указ соч. С. 32–34.

211 Орлов Г. А. Творческая эволюция Римского-Корсакова в 90-е и 900-е годы и «Сказание о невидимом граде Китеже» // Вопросы музыкознания. М., 1960. Т. 3. С. 515.

212 Серебрякова Л. А. «Китеж»: Откровение «Откровения» // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 91.

213 Там же. С. 105.

214 Клуге Р.-Д. Образ Христа в поэме Александра Блока «Двенадцать» // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. М., 1990. С. 45.

215 Там же. С. 98.

216 Там же.

217 Там же. С. 91.

218 Там же. С. 105.

219 Там же. С. 90–93.

220 См. напр.: Гозенпуд А. А. Указ. соч. С. 141–148; Кунин И. Ф. Указ. соч. С. 219–226; Соловцов А. А. Указ. соч. С. 520–524. Кершнер Л. М. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова. М., 1963. С. 9–12.

221 Т. е. источников, непосредственно составляющих «китежскую легенду» и «одного эпизода из сказания о Февронии Муромской». – Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. С. V.

222 Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. С. V.

223 См., напр.: Комарович В. Л. Указ. соч. С. 23–39.

224 Лихачев Д. С. Великий путь: Становление русской литературы XI–XVII веков. М., 1987. С. 83.

225 Комарович В. Л. Указ. соч. С. 152–153. «В нашем распоряжении нет текстов, записей, свидетельств, позволяющих отнести их к «достарообрядческому» этапу существования легенды», – справедливо отмечает Н. И. Савушкина. – Указ. соч. С. 62.

226 Комарович В. Л. Указ. соч. С. 38–41.

227 См.: Комарович В. Л. Указ. соч. С. 23; Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия. М., 1995. С. 7–9.

228 Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. С. V.

229 Савушкина Н. И. Указ. соч. С. 61–62.

230 Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. С. VI.

231 Бессонов П. А. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование. Вып. 1–6. М., 1861–1864.

232 См.: История текста первой редакции Повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текста и исследование Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 50.

233 Соловцов А. А. Указ. соч. С. 523.

234 Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. С. 303. Далее ссылки на страницы «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» приводятся по данному изданию в круглых скобках в тексте.

235 Цит. по: Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах: В 2 кн. Минск, 1986. Кн. 2. С. 293–294.

236 Там же. С. 294.

237 Подробнее см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 865–867.

238 Комарович В. Л. Указ. соч. С. 46.

239 ПЛДР. XIII век. С. 218–219.

240 Там же.

241 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 91.

242 Кабалевский Д. Б. Указ. соч. С. 38.

243 ПЛДР. XIII век. С. 218–220.

244 Там же. С. 224–225.

245 Савушкина Н. И. Указ. соч. С. 63.

246 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 91.

247 Там же. С. 91–92.

248 Там же. С. 92.

249 Там же.

250 ПЛДР. XIII век. С. 220–222.

251 См.: Никольский Н. М. История русской церкви. Минск, 1990. С. 335.

252 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 92.

253 Мифы народов мира. Т. 1. С. 60.

254 Мельников П. И. В лесах. Т. 2. С. 119, 296-297.

255 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 92.

256 Там же. С. 93.

257 См. об этом: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

258 См.: Данилевский И. Н. Замысел и название Повести временных лет // Отечественная история. 1995. № 5. С. 101–110. Карпов А. Ю. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце XI – начале XII века // Отечественная история. 2002. № 2. С. 3-15.

259 Данилевский И. Н. Замысел и название Повести временных лет. С. 101.

260 Там же. С. 107.

261 Карпов А. Ю. Указ. соч. С. 6.

262 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 93.

263 ПЛДР. XIII век. С. 216.

264 Там же. С. 173-174.

265 См.: Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.). М., 2000. С. 131–132.

266 Повесть временных лет. Ч. 1 / Под ред. В. П. Андриановой-Перетц. М.-Л., 1950. С. 112.

267 Там же.

268 См.: Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков. С. 53–62.

269 Там же. С. 152.

270 Там же. С. 168.

271 См.: Кабалевский Д. Б. Указ. соч. С. 43.

272 ПЛДР. XIII век. С. 216.

273 См.: Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков. С. 57-58.

274 См.: Там же. С. 55.

275 Ионайтис О. Б. Антропоцентризм в Киевской Руси // Вестник РАЕН. 2002. № 1. С. 53.

276 Библиотека литературы Древней Руси (далее – БЛДР). Т. 5: XIII в. С. 370.

277 Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков. С. 156–157.

278 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 93.

279 Гозенпуд А. А. Указ. соч. С. 147.

280 БЛДР. XIII век. С. 328.

281 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977. С. 129.

282 Орлов А. С. Древняя русская литература XI–XVI вв. М., 1939. С. 139.

283 Там же. С. 140.

284 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 93.

285 Там же. С. 100-105.

286 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 91,98.

287 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 28. См. также: Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.

288 Элиаде М. Священное и мирское. С. 34.

289 Там же. С. 45.

290 Там же. С. 47.

291 Лебедев Л. По образу и подобию // Человек и природа. 1990. № 4. С. 23.

292 Там же. С. 22.

293 Мокеев Г. Я. Якоже Горний Ерусалим // Памятники Отечества. 1991. № 2. Лебедев Л. Богословие земли Русской // Москва патриаршая. М., 1995. Бондаренко И. А. Эстетика древнерусского города // Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI–XVII века. М., 1996. Данилевский И. Н. Мог ли Киев быть Новым Иерусалимом // Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М., 1998. Городова М. О Граде Избранном // Мир Божий. 2000. № 1(6). Три Рима / Сост.: Лисова Н. Н, Соколова Т. А. М., 2001. Савельева М. Ю. Трансформация представлений о «Святой Руси» от Царства к Империи // Человек верующий в культуре Древней Руси: Материалы межунар. науч. конф. СПб., 2005. Мокеев Г. Я. Символы Рая на русском Севере // Мир Божий. 1997. № 1.

294 Лебедев Л. По образу и подобию… С. 20.

295 См.: Савушкина И. Н. Указ. соч. С. 63–65.

296 ПЛДР. XIII век. С. 218–221.

297 Комарович В. Л. Указ. соч. С. 44.

298 Дурылин С. Н. Указ. соч. С. 46–54.

299 Ашукин Н. Град Китеж-Невидимый // Путь. 1913. № 11. С. 15–16.

300 Шестаков В. П. Указ соч. С. 23.

301 Лебедев Л. По образу и подобию… С. 50.

302 Вышеславцев В. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. С. 24–25.

303 Дурылин С. Н. Указ. соч. С. 53.

304 Розанов В. В. Дневник туриста. В театре «Deutsche Kunst». 1910 // Музыкальная жизнь. 1990. № 21. С. 26.

305 Дурылин С. Н. Указ. соч. С. 38.

306 Ванеян С. С. Храм и Грааль в западном Средневековье // Храм земной и небесный / Институт востоковедения Российской академии наук. М., 2004. С. 205.

307 Там же. С. 235.

308 Там же. С. 241

309 См. напр.: Майер Р. В пространстве – время здесь. История Грааля. М., 1997. Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа. М., 2000.

310 Прокофьев С. О. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М., 1995. С. 96–98

311 Андреев Д. Л. Роза мира. М., 1993. С. 64–70.

312 Там же. С. 81.

313 ПЛДР. XIII век. С. 218.

314 Вот только один яркий пример современной лексики, порожденной «взысканием Китежа»: «Китеж – это не какая-то «реставрация»: утопию «возродить» невозможно. Ее можно только воплотить, и Китеж непременно будет построен. На тех самых северных или сибирских землях, куда бежали, унеся с собой Церковь, древлеправославные подвижники… Именно потому, что эта утопия еще не воплощена, и русские ждут возвращения Китежа вместо того, чтобы его вернуть, современная Россия живет в режиме вялотекущей исторической инерции». – Штепа В. В. RUтопия. Екатеринбург, 2004. С. 159.

315 Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998. С. 65-66.

316 Лебедев Л. По образу и подобию… С. 19.

317 Юнг К.-Г. О современных мифах. М., 1994. С. 190.

318 Там же. С. 202.

319 Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М., 2004. С. 175.

320 Эллис (Кобылинский Л. Л.) «Парсифаль» Рихарда Вагнера // Эллис (Кобылинский Л. Л.) Неизданное и несобранное. Томск, 2000. С. 203.

321 Баскин В. Указ. соч. С. 126.

322 Дурылин С. Н. Указ. соч. С. 60-61.

323 А именно, кружком аргонавтов, своеобразная лексика которого без труда заметна в этой работе С. Н. Дурылина. К тому же, она была написана как диалог с идеями А. Белого и посвящена поэту. – См.: Рахманова М. К былой полемике вокруг «Китежа». С. 86.

324 Дурылин С. Н. Указ. соч. С. 66–68.

325 Гозенпуд А. А. Рихард Вагнер и русская культура. Л., 1990. С. 203.

326 Рахманова М. К былой полемике вокруг «Китежа». С. 83–84.

327 Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков… Т. 2. С. 282.

328 Римский-Корсаков Н. А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. С. V.

329 Рахманова М. К былой полемике вокруг «Китежа». С. 88.

330 См.: Loomis R. S. The Grail: From Celtic Myth to Christian Symbol. N.-Y., 1963.

331 См.: Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997.

332 См.: Рахманова М. К былой полемике вокруг «Китежа». С. 83.

333 Повесть о Петре и Февронии. С. 214.

334 Повесть о Петре и Февронии и фольклорные рассказы о крестьянке Февронии из деревни Ласково // Повесть о Петре и Февронии. С. 45.

335 Вальтер В. Г. Рыцарь Парсифаль и Дева Феврония // Бирюч Петроградских государственных театров. 1919, июнь-август. С. 26.

336 Там же. С. 37–38.

337 Рахманова М. К былой полемике вокруг «Китежа». С. 88.

338 Коннов В. П. Музыкально-драматургическая концепция «Сказания о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова как органическое целое // Петербургские страницы русской музыкальной культуры. СПб., 2001. С. 20.

339 См.: Дианина Е. Достоевский в Хрустальном дворце // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. С. 107–125.

340 См.: Записки петербургских Религиозно-философских собраний. С. 90–173, 462–489.

341 Эткинд А. Указ. соч. С. 63.

342 Дурылин С. Н. Русь прикровенная. М., 2000. С. 75.

343 В. В. Стасов принимал непосредственное участие в спорах, порожденных обсуждением книги Н. Я. Данилевского: в газете «День» он напечатал сое возражение на критику В. С. Соловьева. – Стасов В. В. По поводу статьи В. С. Соловьева // Стасов В. В. Статьи и заметки, не вошедшие в собрания сочинений. Т. 2. М., 1954. С. 215–218.

344 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 272–273.

345 Кантор В. К. Русское православие в имперском контексте: конфликты и противоречия // Вопросы философии. 2003. № 7. С. 9–20.

346 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге XX века. С. 29.

347 Рахманова М. Вступление // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 43.

348 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. С. 155.

349 Римский-Корсаков А. Н. Указ. соч. С. 83.

350 Frolova-Walker M. Rimsky-Korsakov // New Grove Dictionary. Oxford, 2004.

351 См.: Повесть о Петре и Февронии. С. 213–214, 228–229, 254–255, 267, 279, 290, 317.

352 Там же. С. 307.

353 Там же. С. 36.

354 Никольский Н. М. История русской церкви. Минск, 1990. С. 336.

355 Лапшин И. И. Философские мотивы в творчестве Римского-Корсакова // Музыкальная академия. 1994. № 2. С. 7.

356 Дурылин С. Н. Рихард Вагнер и Россия. С. 62.

357 Там же. С. 58.

358 Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967. С. 248–249.

359 Лапшин И. И. Указ. соч. С. 7.

360 Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. С. 141, 253.

361 См.: Эткинд А. Указ. соч. С. 229.

362 Серебрякова Л. А. Указ. соч. С. 96.

363 Там же. С. 96–97.

364 Там же. С. 97.

365 Орлов Г. А. К спорам о Китеже… С. 79.

366 Орлов Г. А. Истоки «Сказания о граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова. Автореф. дис. на соискание ст. канд. искусствоведения. М., 1957. С. 8.

367 Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 1. С. 36.

368 Там же. Кн. 2. С. 19.

369 Гозенпуд А. А. Указ. соч. С. 143.

370 Федотов Г. П. Духовные стихи // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003. С. 369.

371 Бессонов П. А. Калеки перехожие. № 49. Цит. по: Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 503.

372 Панченко А. А. Указ. соч. С. 429.

373 Федотов Г. П. Трагедия древнерусской святости // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003. С. 568.

374 Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003. С. 130–131.

375 Повесть о Петре и Февронии. С. 214.

376 См.: Дурылин С. Н. Нестеров в жизни и творчестве. М., 2004. С. 160–163.

377 См.: Орлов Г. А. Творческая эволюция Римского-Корсакова… С. 537.

378 Леонтьев К. Н. Леонтьев К. Н. О всемирной любви: Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философия и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М., 1996. С. 321.

379 Там же. С. 320–321.

380 См., напр.: Булгаков С. Н. Размышления о национальности // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 451.

381 Флоренский П. А. Православие // Флоренский П. А. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 654.

382 Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 429.

383 Там же. С. 430.

384 Панченко А. А. Народное православие: Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998. С. 149–150.

385 Бессонов П. А. Калеки перехожие. Вып. 4. С. 242–248. Цит. по: Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 404–405.

386 Бессонов П. А. Калеки перехожие. № 517. Цит. по: Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 504.

387 Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 405.

388 Бессонов П. А. Калеки перехожие. № 611. Цит. по: Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 500.

389 Панченко А. А. Христовщина и скопчество… С. 82.

390 См.: Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 380–381, 409.

391 Многие особенности русского духовного стиха находятся в непримиримом противоречии с основными догматами христианства. Так цикл стихов, связанный с распятием Христа и успением св. Богородицы, образы которого, как мы видели, активно использован в «Сказании» противоречит догмату о Воскресении Христа и повествует о «мощах» не только Богородицы, но и самого Иисуса. – См.: Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 398.

392 Петровский Е. M. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Русская музыкальная газета. 1907. № 7. (Перепеч.: «Музыкальная академия». 1994. № 2. С. 96.)

393 Там же.

394 Дурылин С. Н. Русь прикровенная. С. 87.

395 Там же. С. 79.

396 Федотов Г. П. Духовные стихи. С. 361.

397 Климова С. М. Мифологема женственности в культуре серебряного века и ее социокультурные воплощения // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 155.

398 Там же. С. 151–155.

399 Лапшин И. И. Указ. соч. С. 3.

400 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. С 113.

401 Там же. С. 121.

402 Бердяев Н. А. Судьба России. М., 2005. С. 23–24.

403 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 7. М., 1970. С. 250.

404 Корзухин И. А. Н. Римский-Корсаков и Рихард Вагнер. Берлин, 1910.

405 Поль В. Указ. соч. С. 139

406 Янковский М. О. Указ. соч. С. 19.

407 Гозенпуд А. А. Указ. соч. С. 152.

408 Кандинский А. Указ. соч. С. 101.

409 Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 78.

410 Там же. С. 158.

411 Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. С. 93.

412 Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 95.

413 Лотман Ю. М. Архаисты-просветители // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. С. 362.

414 Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа… С. 96–98.

415 Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973. С. 356.

416 Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа… С. 98.

417 Там же. С. 101.

418 Там же. С. 102.

419 Макушинский А. Отвергнутый жених, или Основной миф русской литературы XIX века // Вопросы философии. 2003. № 7. С. 35–36.

420 Там же. С. 37.

421 Там же. С. 38.

422 Климова С. М. Указ. соч. С. 152.

423 Бердяев Н. А. Судьба России. С. 23.

424 Эткинд А. Русская литература XIX в.: роман внутренней колонизации // Новое литературное обозрение. 2003. № 59. С. 117–123.

425 Одна из таких трактовок принадлежит А. А. Гозенпуду: «…совершенное им [Гришкой] преступление – предательство Родины – столь безмерно, что оно надламывает разум преступника и приводит его к безумию. Двойственность позиции композитора выражается в том, что, осудив Гришку, он в то же время открывает перед ним путь спасения, доступа в невидимый Китеж. Римский-Корсаков, продолжая и развивая традиции передового русского искусства, противостоял реакции, пытавшейся после поражения революции 1905 года поднять на щит и поэтизировать предательство (повести, поэмы, стихотворения Л. Андреева, А. Рославлева, П. Попова, Н. Голованова и др.) – Гозенпуд А. А. Указ. соч. С. 153–154.

426 Коннов В. П. Указ. соч. С. 22–23.

427 Федотов Г. П. На поле Куликовом // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003. С. 537, 556.

428 Одесский М. «Славянский» контекст стихотворений Блока («на поле Куликовом») // Блоковский сборник. Вып. XVI: Александр Блок и русская литература первой половины ХХ века. Тарту, 2003. С. 87–101.

429 Лапин В. Указ. соч. С. 38.

430 Страницы жизни и творчества Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1972. Вып. 3. С. 322.

431 Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. С. 309.

432 Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков… Т. 2. С. 321.

433 Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. М.;СПб., 1999. С. 150.

434 Орлов Г. А. Н. А. Римский-Корсаков на пороге XX века… С. 28.

435 Вальтер В. Г. Указ. соч. С. 35.

436 Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 21–22.

437 Там же. С. 42–43.

438 Там же. С. 50–52.

439 Там же. С. 28.

440 Там же. С. 29.

441 Там же. С. 48.

вернуться к статье »