Опера "Пан воевода"

ПАН ВОЕВОДА — тринадцатая опера Н. А. Римского-Корсакова — написана в 1902–1903 годах на либретто И. Ф. Тюменева. Историю ее сочинения Н. А. Римский-Корсаков рассказывает в «Летописи моей музыкальной жизни».

«В течение сезона [1900–1901 г.] я продолжал обдумывать различные сюжеты для опер. По просьбе моей И. Ф. Тюменев написал самостоятельно либретто — „Пан воевода“, руководствуясь моими требованиями. Я заказал ему пьесу из польского быта драматического содержания XVI–XVII столетия, без политической окраски. Фантастический элемент долженствовал быть в ограниченном количестве, например, в виде гаданья или колдовства. Желательны были и польские танцы.

Мысль написать оперу на польский сюжет давно занимала меня. С одной стороны несколько польских мелодий, петых мне в детстве матерью, которыми я воспользовался при сочинении скрипичной мазурки, — все-таки преследовали меня; с другой — влияние Шопена на меня было несомненно, как в мелодических оборотах моей музыки, так и во многих гармонических приемах, чего, конечно, прозорливая критика никогда не замечала. Польский национальный элемент в сочинениях Шопена, которые я обожал, всегда возбуждал мой восторг. В опере на польский сюжет мне хотелось заплатить дань моему восхищению этой стороной шопеновской музыки, и мне казалось, что я в состоянии написать нечто польское, народное. Либретто „Пана воеводы“ удовлетворило меня вполне; Тюменев ловко задел в нем бытовую сторону; сама драма не представляла ничего нового, но являла благодарные моменты для музыки. Однако сочинение „Пана воеводы“ было отложено на время» 1.

Сочинение оперы было начато весной 1902 года. Подробности работы Н. А. Римского-Корсакова над «Паном воеводой», его замечания по либретто, имеются в «Воспоминаниях о Н. А. Римском-Корсакове» его либреттиста И. Ф. Тюменева. В этих воспоминаниях приводятся подлинные письма Н. А. Римского-Корсакова по поводу «Пана воеводы» 2. В «Летописи» Н. А. Римский-Корсаков пишет: «Весною я окончательно взялся за „Пана воеводу“. Лето 1902 года мы решили провести за границей... нашим пребыванием был избран Гейдельберг. Мы нашли там виллу, взяли пианино, и я принялся за продолжение „Пана воеводы“... Работа шла успешно: двигался „Пан воевода“, двигалась оркестровка „Каменного гостя“, и сверх того я делал корректуры издававшегося Бесселем „Кащея“... В Петербург вернулся я со значительным количеством набросков „Пана воеводы“ и тотчас же принялся за продолжение его и оркестровку сочиненного» 3.

Работа над оперой продолжалась в Петербурге и летом 1903 года на даче в Крапачухе. Римский-Корсаков пишет: «По переезде на дачу я первым долгом кончил оркестровку «Пана воеводы» (II действие), затем принялся за набросок «Китежа» 4.

Рассказ Н. А. Римского-Корсакова подтверждается проставленными им датами окончания инструментовки в конце автографа партитуры каждого действия. Первое действие было инструментовано в период с «11 октября 1902 г. по 24 января 1903 г.», третье действие — «25 января — 21 марта 1903 г.», второе действие — «31 марта — 15 июня 1903 г.», четвертое действие — «27 июня —15 июля 1903 г.».

Опера была впервые поставлена в Петербурге в театре консерватории оперной труппой антрепренера А. А. Церетели 3 октября 1904 года. Состав исполнителей был следующий: Пан воевода — Антоновский, Ядвига Запольская — Асланова, Дзюба — Варягин, Олесницкий — Добржанская, Чаплинский — Большаков, Пославский — Романов, Мария Оскольская — Инсарова, дирижер — В. И. Сук.

По поводу этой постановки Н. А. Римский-Корсаков писал в «Летописи»: «Князь Церетели, сменивший Гвиди по антрепризе консерваторского оперного театра, пожелал открыть свои спектакли „Паном воеводой“, которого дирекция императорских театров взяла на этот раз не для Петербурга, а для Москвы. В церетелевской опере „Пан воевода“ разучен был исправно Суком, без купюр, и дан с Инсаровой в партии Марии. Опера прошла с „почетным успехом“ на первом представлении и при незначительном числе публики в остальных спектаклях». 5 В этом театре опера выдержала семь представлений.

12 мая 1905 года опера «Пан воевода» была поставлена в Варшаве на сцене Большого театра (Teatr Wielki) со следующим составом исполнителей: Пан воевода — Тарновский, Ядвига Запольская — Збоинская, Дзюба — Горский, Олесницкий — Френкель, Чаплинский — Дыгас, Пославский — Дылинский, Мария Оскольская — Пиринская, Дорош — Ковальский, дирижер — Подести. Опера выдержала всего пять представлений.

В московском Большом театре опера была впервые поставлена 27 сентября 1905 года со следующим составом исполнителей: Пан воевода — В. Р. Петров, Ядвига Запольская — Н. С. Южина, Дзюба — В. С. Тютюнник, Олесницкий — С. А. Синицына, Чаплинский — С. Д. Барсуков, Пославский — С. А. Борисоглебский, Мария Оскольская — Н. А. Полозова, Дорош — X. В. Толкачев, Маршалок — А. М. Успенский. Дирижер — С. В. Рахманинов, режиссер — Р. В. Василевский.

Постановка оперы в Москве планировалась дирекцией императорских театров еще в 1904 году. В «Дневнике» Н. А. Римский-Корсаков записал 5 марта 1904 года: «Блуменфельд у меня тоже не бывает. Впрочем, один раз был, чтобы проиграть немного „Пана воеводу“, идучи к Теляковскому, который вызвал его, чтобы познакомиться с оперой. У Теляковского на этот раз были Шаляпин и художник Головин. Все они хвалили оперу. Шаляпин даже пожелал петь Дзюбу. Тем не менее опера в будущем сезоне к представлению не назначена. Теляковский сказал мне даже, что для дирекции удобнее, если она поставлена будет в Москве вместо „Сервилии“, с которой меня обманывали вот уже 2 года. Пусть ставят, что хотят, но вероятнее, что в Москве меня надуют с „Паном воеводой“ 6.

3 июня 1904 года Н. А. Римский-Корсаков писал В. В. Бесселю: „Рахманинову партитуру высылайте по-актно. Он охотник до моей музыки, она его заинтересует, и постановка моей оперы этим закрепится: разумеется, это в том случае, если на то его желание будет изъявлено“ 7. 8 июня 1904 года Н. А. Римский-Корсаков снова пишет ему же: „Намеренье поставить „Воеводу“ на Большом театре, очевидно, дело Шаляпина, которому взбрело на ум петь Дзюбу. Теперь ведь оперы ставятся для Шаляпина и для художников Коровина и Головина, — остальное все на придачу“ 8.

Н. А. Римский-Корсаков приезжал в Москву на первое представление и в письме к Н. Н. Римской-Корсаковой от 23 сентября 1905 года сообщал: « ... в 11 ч. пришел Рахманинов, и вместе с ним мы отправились на репетицию. Репетиция была оркестровая. Идет прилично, но музыканты были утомленные. Пели кое-как в полголоса, некоторые артисты были не те, которые будут на генеральной и на 1-м спектакле». Через день, 25 сентября, Н. А. Римский-Корсаков снова писал ей же: «Вчера была генеральная репетиция. Рахманинов хорош, оркестр — тоже. Состав певцов второго сорта: Марию поет Полозова (Невелея)!! Воевода (Петров) очень бледен; Ермоленко — Ядвига не дурна. Тенор Барсуков приличный, но с маленьким голоском. На сцене все идет довольно вяло. Сегодня была репетиция с фортепиано, завтра будет оркестровая, на которой повторят некоторые куски. Надо думать, что оркестр будет хорош, а остальное все пройдет благополучно, но не более» 9.

В «Летописи» читаем: «В начале осени я был вызван в Москву на постановку „Пана воеводы“ в Большом театре. Дирижировал талантливый Рахманинов. Опера оказалась разученною хорошо, но некоторые из исполнителей были слабоваты, например, Мария — Полозова и Воевода — Петров. Оркестр и хоры шли превосходно. Я был доволен тем, как опера выходит в голосах и оркестре. Звучавшее недурно в частной опере, в большом оркестре выиграло во много раз. Вся оркестровка удалась вполне, и голоса звучали превосходно. Начало оперы, ноктюрн, сцена гаданья, мазурка, краковяк, польский pianissimo во время сцены Ядвиги с паном Дзюбой не оставляли желать ничего лучшего. Песня об умирающем лебеде, весьма нравившаяся в Петербурге, здесь в исполнении Полозовой выходила бледнее, а арию Воеводы Петров исполнял бесцветно» 10. Опера выдержала всего шесть представлений.

Опера «Пан воевода» была издана фирмой В. Бесселя в 1904 году в партитуре, авторском переложении для пения с фортепиано, хоровых партиях и переложении для фортепиано в две руки А. Н. Шефера. Подробности отдельных указаний по вопросам издания имеются в письмах Н. А. Римского-Корсакова к В. В. Бесселю. Так, в письме от 1 февраля 1904 года Н. А. Римский-Корсаков пишет: «На экземпляре, который пошлете в Варшаву, непременно прощу сделать надпись:

«Памяти Фредерика Шопена». 11

Во время печатания оперы Римский-Корсаков, по предложению В. В. Бесселя, сделал сюиту из оперы, изданную той же фирмой. В письме от 5 июля 1904 года он писал В. В. Бесселю: «Порядок №№ сюиты тот, какой Вы мне написали: Introduction, Kracowiak, Nocturne, Mazurka, Polonaise». 12

Источник: Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Том 41. Пан воевода. Опера в 4-х действиях. Либретто И. Ф. Тюменева. Том подготовлен Д. Д. Шостаковичем. Переложение для пения с фортепиано. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. — От редакции. С. 7 — 10.

Примечания

1 «Летопись моей музыкальной жизни». 5-е изд., 1935, стр. 312.
2 «Музыкальное наследство. Римский-Корсаков», т. 11, М., 1954, стр. 224–247.
3 «Летопись моей музыкальной жизни», стр. 316–317.
4 Там же, стр. 318.
5 «Летопись моей музыкальной жизни», стр. 320.
6 «Музыкальное наследство. Римский-Корсаков», т. 2, стр. 13
7 «Н. А. Римский-Корсаков». Сборник документа под редакцией В. А. Киселева. М.—Л., 1951, стр. 84.
8 Там же, стр. 85.
9 «Музыкальное наследство. Римский-Корсаков», т. 2, стр. 108.
10 «Летопись моей музыкальной жизни», стр. 325–326.
11 «Н. А. Римский-Корсаков». Сборник документов, стр. 83.
12 Там же, стр. 87.


ПАН ВОЕВОДА
Опера в четырёх действиях.

Исполнители:
Пан Воевода - А. Королев, Ядвига Запольская - Н. Рождественская, Дзюба, старик - К. Поляев, Олесницкий - Л. Легостаева, Болеслав Чаплинский - А. Орфенов, Пославский - Г. Тиц, Мария Сокольская - К. Рачевская, Дорош - Г. Троицкий, Маршалок Воеводы - А. Усманов.

Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр С. Самосуд.

Запись 1951 г.

1. Действие 1 43:36
2. Действие 2 38:32
3. Действие 3 30:51
4. Действие 4 24:25