Питер. «Царская». Концертно. Дважды.
«Царская невеста» принадлежит к тем операм Н. А. Римского-Корсакова, которые охотно и часто ставятся отечественными оперными театрами. Достаточно посмотреть на нашу афишу: в редком театре она не значится в репертуаре. Активно ставят это произведение и в ряде театров стран СНГ – совсем скоро новая версия ожидается в Национальной опере Молдавии.
В северной столице России «Царская невеста» до последнего времени значилась в репертуаре трех театров: в Мариинском идет эпатажная постановка Юрия Александрова 2004 года, переносящая действие оперы в сталинскую Россию 30-х годов прошлого века, в Михайловском – поставленная Станиславом Гаудасинским так же в 2004-м и как бы в пику мариинской продукции совершенно традиционная версия, и в Театре Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова – стародавний учебный спектакль, который в прошлом сезоне окончательно был сдан в архив.
Несмотря на то, что эта опера имеет столь богатую сценическую практику на просторах нашего Отечества, этой осенью в Петербурге состоится два концертных ее исполнения – и в некотором смысле это случай уникальный, поэтому мы решили обратить на него внимание наших читателей.
28 сентября в концертном исполнении опера прозвучит в Театре консерватории – именно там, где уже больше года ее нет в репертуаре. Примечательно место исполнения еще и тем, что впервые в городе на Неве в конце 19 века «Царская невеста» прозвучала именно в этих стенах – именно здесь ее играла Мамонтовская опера, гастролировавшая в столице Российской империи с новинками своего репертуара. Как известно, после охлаждения отношений композитора с императорскими театрами (памятная история о «великокняжеском скандале», учиненном в период подготовки мировой премьеры «Ночи перед Рождеством» некоторыми представителями правящей династии Романовых, и последовавшем за тем вычеркивании Николаем II оперы «Садко» из репертуара Мариинки) первенство в презентации новых опусов композитора перехватил театр Саввы Мамонтова.
Примечательно это исполнение будет еще и тем, что в партии Григория Грязнова выступит корифей отечественно оперной сцены, мировая знаменитость, народный артист России Сергей Лейферкус. Любопытно и участие в концерте меццо-сопрано Олеси Петровой в партии Любаши – ученица прославленной Ирины Богачевой и призер последнего конкурса имени Чайковского в Москве чаще поет в концертных залах, нежели в оперных спектаклях.
Через месяц, 29 октября, «Царская невеста» вновь в концертном варианте прозвучит со сцены Мариинского театра. Главная приманка вечера – Ольга Бородина в партии Любаши. Интрига заключается в том, что опера, как мы уже говорили, значится в репертуаре Мариинки, однако выбрано концертное исполнение. Ответ на вопрос «почему» очевиден. Ольга Бородина пела в концертных исполнениях этой оперы на родной сцене и ранее, свидетельством тому – записи фирмы «Филипс», сделанные в 1990-е годы. Планировала она выступить в этой партии и в постановке 2004 года, причем ставка была сделана сразу на двух примадонн – помимо Бородиной в партии Марфы должна была блистать еще только восходящая тогда звезда Анна Нетребко. Но проект, увы, не состоялся: познакомившись с концепцией Александрова, Бородина решительно отказалась участвовать в этой работе – она мечтала спеть в другой «Царской невесте», более соответствующей либретто И. Тюменева и духу музыки Римского-Корсакова. В итоге Нетребко пела одна, ее партнершей оказалась куда менее звездная Ольга Савова.
Дождемся ли мы более приемлемой для Бородиной версии «Царской невесты» на сцене Мариинки – неизвестно. А пока представляется возможность услышать примадонну assoluta русской и мировой оперы в концертном варианте произведения. Вместе с ней на мариинскую сцену выйдут Людмила Дудинова (Марфа), Николай Путилин (Грязной), Евгений Акимов (Лыков), Михаил Колелишвили (Малюта Скуратов), Сергей Алексашкин (Собакин). За дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев.
26.09.2010
На фото: Ольга Бородина в роли Любаши