Римский-Корсаков в Большом

Большой театр

Продолжая разговор о репертуарности опер Римского-Корсакова, сегодня мы предлагаем нашим читателям еще один справочный материал. В прошлой публикации («Римский-Корсаков в Италии») мы привели список постановок опер композитора на родине бельканто, поводом к этому мини-исследованию послужила совместная работа московского Большого театра с одной из итальянских трупп. Сегодня обратимся собственно к Большому и окинем взглядом «корсаковский» процесс на главной сцене страны. За основу мы взяли хронологию из книги В. И. Зарубина «Большой театр: Первые постановки опер на русской сцене. 1825 – 1993» (Москва, «Эллис Лак», 1994), дополнив ее собственными заметками за пятнадцать лет, прошедших после выхода исследования.

Постановки опер Н. А. Римского–Корсакова в московском Большом театре1

1893 год, 26 января. «Снегурочка». Дирижер – И. Альтани, режиссер – А. Барцал, декорации сборные.

1898 год, 27 октября. «Ночь перед Рождеством». Дирижер – У. Авранек, режиссер – А. Барцал, декорации сборные.

1901 год, 10 ноября. «Псковитянка» (с прологом «Боярыня Вера Шелога»). Дирижер – И. Альтани, режиссер – Р. Василевский, художники – А. Головин и Н. Клодт.

1901 год, 11 ноября. «Моцарт и Сальери». Дирижер – У. Авранек, режиссер – В. Тютюнник, художники – Ф. Лавдовский и П. Лебедев.

1905 год, 27 сентября. «Пан воевода». Дирижер – С. Рахманинов, режиссер – Р. Василевский, декорации сборные.

1906 год, 24 октября. «Садко». Дирижер – В. Сук, режиссер – Р. Василевский, художник – К. Коровин.

1907 год, 27 декабря. «Снегурочка». Дирижер – В. Сук, режиссер – Р. Василевский, художник – К. Коровин.

1908 год, 15 февраля. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дирижер – В. Сук, режиссер – И. Лапицкий, художники – А. Васнецов и К. Коровин.

1909 год, 26 апреля. «Майская ночь». Дирижер – В. Сук, режиссер – П. Мельников, художник – Ф. Лавдовский.

1909 год, 6 ноября. «Золотой петушок». Дирижер – В. Сук, режиссер – В. Шкафер, художник – К. Коровин.

1911 год, 9 ноября. «Снегурочка». Дирижер – В. Сук, режиссер – В. Лосский, художник – К. Коровин.

1913 год, 5 октября. «Сказка о царе Салтане». Дирижер – Э. Купер, режиссер – В. Лосский, художник – К. Коровин.

1915 год, 28 апреля. «Ночь перед Рождеством». Дирижер – Ф. Оцеп, режиссер – В. Лосский, художник – К. Коровин.

1916 год, 2 февраля. «Царская невеста». Дирижер – Э. Купер, режиссер – П. Оленин, художник – Г. Голов.

1916 год, 2 декабря. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дирижер – В. Сук, режиссер – П. Оленин, художник – К. Коровин.

1917 год, 25 января. «Кащей бессмертный». Дирижер – Э. Купер, режиссер – В. Лосский, художник – К. Коровин.

1919 год, 10 января. «Ночь перед Рождеством». Дирижер – Н. Федоров, режиссер – В. Шкафер, художник – К. Коровин.

1923 год, 25 января. «Ночь перед Рождеством». Дирижер – Н. Голованов, режиссер – А. Петровский, художник – К. Коровин.

1923 год, 1 ноября. «Моцарт и Сальери». Дирижер – М. Домашевич, режиссер – В. Нардов, художник – М. Сапегин.

1924 год, 9 сентября. «Золотой петушок». Дирижер – В. Небольсин, режиссер – В. Лосский, художники – М. Петровский и Г. Кольбе.

1926 год, 2 апреля. «Майская ночь». Дирижер – Н. Голованов, режиссер – А. Петровский, художник – Ф. Лавдовский.

1926 год, 25 мая. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дирижер – В. Сук, режиссер – В. Раппопорт, художник – К. Коровин.

1927 год, 29 декабря. «Царская невеста». Дирижер – Н. Голованов, режиссер – В. Нардов, художник – Ф. Федоровский.

1930 год, 25 февраля. «Садко». Дирижер – М. Бихтер, режиссер – В. Нардов, художник – К. Коровин.

1932 год, 16 января. «Золотой петушок». Дирижер – Н. Голованов, режиссер – Н. Смолич, художник – Ф. Федоровский.

1932 год, 8 мая. «Псковитянка» (с прологом «Боярыня Вера Шелога»). Дирижер – В. Кубацкий, режиссер – Л. Баратов, художник – Ф. Федоровский.

1934 год, 25 декабря. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дирижер – Н. Голованов, режиссер – В. Нардов, художники – К. Коровин и Л. Федоров.

1935 год, 25 апреля. «Садко». Дирижер – А. Мелик-Пашаев, режиссер – В. Лосский, художник – Ф. Федоровский.

1936 год, 16 мая. «Царская невеста». Дирижер – Л. Штейнберг, режиссер – В. Раппопорт, художник – Б. Кустодиев.

1943 год, 1 октября. «Снегурочка». Дирижер – К. Кондрашин, режиссер – Н. Домбровский, художник – К. Коровин.

1944 год, 23 марта. «Царская невеста». Дирижер – Л. Штейнберг, режиссер – Б. Покровский, художник – Б. Кустодиев.

1947 год, 1 января. «Майская ночь». Дирижер – В. Небольсин, режиссер – Б. Покровский, художник – А. Мазанов.

1949 год, 29 апреля. «Садко». Дирижер – Н. Голованов, режиссер – Б. Покровский, художник – Ф. Федоровский.

1954 год, 30 декабря. «Снегурочка». Дирижер – К. Кондрашин, режиссер – Б. Покровский, художник – В. Рындин.

1955 год, 29 декабря. «Царская невеста». Дирижер – Е. Светланов, режиссер – Ю. Петров, художники – Ф. Федоровский и Н. Федоровская.

1959 год, 17 января. «Сказка о царе Салтане». Дирижер – В. Небольсин, режиссер – Г. Ансимов, художник – В. Клементьев.

1966 год, 3 февраля. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дирижер – Р. Глазуп, режиссер – И. Туманов, художник – В. Рындин.

1966 год, 8 апреля. «Царская невеста». Дирижер – Б. Хайкин, режиссер – О. Моралев, художники – Ф. Федоровский и Н. Федоровская.

1971 год, 20 февраля. «Псковитянка» (с прологом «Боярыня Вера Шелога»). Дирижер – Ю. Симонов, режиссер – И. Туманов, художник – В. Рындин.

1976 год, 26 декабря. «Моцарт и Сальери». Дирижер – Г. Рождественский, режиссер – Г. Панков, художник – В. Левенталь.

1978 год, 12 октября. «Снегурочка». Дирижер – А. Лазарев, режиссер – Б. Равенских, художник – А. Васильев.

1983 год, 25 декабря. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дирижер – Е. Светланов, режиссер – Р. Тихомиров, художник – И. Глазунов.

1986 год, 14 мая. «Сказка о царе Салтане». Дирижер – А. Лазарев, режиссер – Г. Ансимов, художник – Н. Золотарев.

1988 год, 26 мая. «Золотой петушок». Дирижер – Е. Светланов, режиссер – Г. Ансимов, художник – М. Соколова.

1988 год, 25 декабря. «Млада». Дирижер – А. Лазарев, режиссер – Б. Покровский, художник – В. Левенталь.

1990 год, 26 декабря. «Ночь перед Рождеством». Дирижер – А. Лазарев, режиссер – А. Титель, художник – В. Левенталь.

1999 год, 16 марта. «Моцарт и Сальери». Дирижер – А. Чистяков, режиссер – А. Масленников, художник – С. Бархин.

1999 год, 15 декабря. «Псковитянка». Дирижер – Е. Светланов, режиссер – И. Шароев, художник – С. Бархин.

2002 год, 29 ноября. «Снегурочка». Дирижер – Н. Алексеев, режиссер – Д. Белов, художники – А. Пикалова и М. Данилова.

2008 год, 10 октября. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дирижер – А. Ведерников, режиссер – Э. Някрошюс, художники – М. Някрошюс и Н. Гультяева.

При жизни композитора его творчество мало было связано с первой московской сценой. Как видно из приведенного списка Большой театр долгое время не проявлял никакого интереса к операм Римского-Корсакова. Связано это было со многими причинами. Во-первых, Римский-Корсаков всегда считался композитором петербургской школы, именно на сцене Императорского Мариинского театра были поставлены его первые пять опер. Во-вторых, в Москве был свой кумир, свой «национальный» композитор – Чайковский, творчество же композиторов Могучей кучки с трудом пробивало себе здесь дорогу. В-третьих, после охлаждения отношений композитора с императорскими театрами (памятная история о «великокняжеском скандале», учиненным в период подготовки мировой премьеры «Ночи перед Рождеством» некоторыми представителями правящей династии Романовых, и последовавшем за тем вычеркивании Николаем II оперы «Садко» из репертуара Мариинки) первенство в презентации новых опусов композитора перехватила Мамонтовская опера.

Впервые к творчеству Римского-Корсакова Большой театр обратился только в 1893 году, и то, как пишет И. Коткина, без особого энтузиазма: «Появление знаменитой оперы Римского-Корсакова на академической сцене Москвы не было новаторством, с которым в более раннее время ассоциировалось имя композитора, но, напротив, шагом консервативным, официально канонизировавшим Римского-Корсакова, причислявшим его к лику живых классиков. Вялый азарт, с которым все рецензенты принялись превозносить Большой театр, наконец-то оценивший по достоинству оперы русской школы, лишний раз доказывал, что постановка «Снегурочки» тогда, в 1893 году, воспринималась лишь как непременное и не очень увлекательное мероприятие».

По настоящему репертуарными оперы композитора становятся в ХХ веке, главным образом благодаря усилиям В. Сука, сделавшего как никто другой много для популяризации творчества Римского-Корсакова. Достойными продолжателями его дела в Москве стали дирижеры Н. Голованов, Е. Светланов и А. Лазарев, с периодами пребывания которых в театре (на посту главного дирижера или просто в качестве активной творческой единицы) связаны наибольшее количество обращений к произведениям композитора.

Количественно новых обращений к операм Римского-Корсакова не так уж и мало, в целом можно сказать, что они ставились нередко, что говорит о значительном интересе к ним творческих людей (дирижеров, режиссеров, художников, певцов и пр.), и это не может не радовать. В то же время это косвенно свидетельствует о не слишком высокой популярности опер композитора среди широкой публики, поскольку кассовые, посещаемые спектакли в Большом, как правило, долго не снимались с репертуара и шли десятилетиями. В случае с творчеством Римского-Корсакова в таком контексте можно говорить о последней постановке «Царской невесты» (1966), являющейся и поныне одним из «лидеров проката» на главной московской сцене.

К сожалению, приходится констатировать, что Большой театр ничем не отличается от других российских театров в плане выбора названий для постановок: ставятся в основном наиболее популярные оперы композитора – что называется из «джентльменского набора». Постановки редких опер композитора редки и в Большом: лишь однажды театр обратился в «Пану воеводе» (1905), «Кащею бессмертному» (1917) и «Младе» (1988). И вопиющей исторической несправедливостью является тот факт, что никогда в Большом не ставилась еще одна забытая опера Римского-Корсакова – «Сервилия».

Александр Матусевич

1 Точные названия ведущей московской сцены за указанный период (с 1893 года) несколько раз менялись. Приведем их: Императорский Большой театр (до 1917), 1-й Государственный академический театр оперы и балета (до 1930), Государственный академический Большой театр Союза ССР (до 1991), Государственный академический Большой театр России (с 1992).